top banner

Китай потерял интерес к голливудским картинам

Автор: Илья Кувшинов

25 января 2024

В десятку самых кассовых фильмов в стране в 2023 году не попал ни один американский проект

Китайские зрители стали все меньше интересоваться американским кино – в десятку самых кассовых фильмов за 2023 год не попал ни один голливудский проект. Об этом сообщает The New York Times.

Согласно данным портала по онлайн-продажам билетов Maoyan, главные хиты прошлого года – БАРБИ и ОППЕНГЕЙМЕР – даже не смогли пробиться в топ-30 самых кассовых картин в Китае. Отмечается, что последний раз голливудские фильмы не попадали в десятку лучших во время пандемии в 2020 году.

Эксперты отмечают, что времена, когда американские картины могли собрать сотни миллионов долларов, ушли в прошлое – во многом этом связано с тем, что местная киноиндустрия стала производить все больше качественных и многожанровых картин, которые находят отклик у зрителя. Так, например, в тройке самых кассовых фильмов прошлого года в Китае оказались остросюжетный триллер ПОЛНОВОДНАЯ КРАСНАЯ РЕКА Чжана Имоу ($673,3 млн сборов), фантастический боевик БЛУЖДАЮЩАЯ ЗЕМЛЯ 2 ($596,8 млн) и криминальный триллер СТАВОК БОЛЬШЕ НЕТ ($540 млн).

Вице-председатель Шанхайской ассоциации кино Ши Чуань заявил, что раньше Голливуд рассматривал Китай как важный рынок, но теперь рассчитывать на него им нет смысла из-за экономного поведения потребителей после пандемии. «Теперь я говорю американским кинокомпаниям, что подобный менталитет больше не жизнеспособен. Они должны глубже изучать китайский рынок, аудиторию и местную поп-культуру», – подчеркнул он.

Стоит отметить, что любовь Голливуда к китайскому прокату длится уже много лет. Первым импортным американским блокбастером стал БЕГЛЕЦ с Харрисоном Фордом в 1994 году, а годом позже власти страны разрешили выпускать по десять иностранных картин в год. В 2012 году, когда посещаемость кинотеатров в США медленно снижалась, а стриминги только находились в зачаточном состоянии, семь из десяти самых кассовых картин в Китае оказались американского производства. Голливуд, разумеется, увидел в этом решение своих проблем.

Со временем страна не только увеличила квоту на ввоз американских картин с 20-ти до 34-х, но и повысила процент отчислений правообладателям – с 13% до 25%. Чтобы угодить рынку, студии были готовы снимать китайских актеров на вторых ролях и даже делать специальные расширенные версии для местного рынка – как это, например, было с ЖЕЛЕЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ 3, который оказался на 4 минуты длиннее: китайская версия включает в себя более продолжительные сцены с доктором Ву в исполнении Вана Сюэци, а также продакт-плейсмент различной китайской продукции. Голливуд также в разные годы лез из кожи вон, чтобы угодить китайским цензорам, часто прислушиваясь к тому, что они советовали.

К 2017 году зарубежные проекты составляли уже 46% китайского бокс-офиса, однако с началом торговой войны в 2018-м китайские регуляторы стали тормозить выход американских фильмов в прокат – тогда ряду кинокомиксов Marvel не были выданы прокатные удостоверения. В 2019 году в топ-10 самых кассовых картин в Китае оказалось восемь местных проектов, а через год Голливуда в десятке уже не было.

Спрос на американские фильмы в Китае за последние несколько лет изменился так сильно, что голливудские студии стали уменьшат бюджеты некоторых проектов – в частности, сиквелов крупных франшиз. Несмотря на то, что количество кинотеатров в стране за последние десять лет увеличилось в четыре раза, американские проекты больше не могут рассчитывать на прежний уровень доходов. Так, например, БАРБИ Греты Гервиг смогла заработать там $34,4 млн, а ОППЕНГЕЙМЕР Кристофера Нолана – $63,1 млн.

В Госуправлении кинематографии КНР сообщили, что общий объем сборов на кинорынке страны в 2023 году составил 54,91 млрд юаней ($7,75 млрд) – это максимальный показатель с 2019 года. Самым кассовым голливудским фильмом в Китае в прошлом году стал ФОРСАЖ 10, освоивший 980 млн юаней ($135,2 млн).

Напомним, что согласно недавнему отчету компании Gower Street Analytics, кассовые сборы в Китае в этом году должны вырасти примерно на 5% по сравнению с прогнозами на 2023-й.

Фото: Freepik

Самое читаемое

Стали известны лауреаты фестиваля «Святая Анна»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Кракен» уступил «Красному шелку»
Подробнее
Стал известен шорт-лист и состав экспертной комиссии питчинга дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Касса четверга: «Кракен» возглавил прокат
Подробнее
В ожидании холодного лета: итоги Международного кинорынка и форума «Российский кинобизнес»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Кракен» вырвался в лидеры
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 17-20 апреля
Подробнее
Кинотеатральную версию «Звездных войн» впервые за 47 лет покажут публично
Подробнее
«Газпром-Медиа Холдинг» объединит цифровые активы под брендом Rutube
Подробнее
Турция готова продолжать сотрудничество с Россией в сфере кино
Подробнее
Premier и Rutube станут доступны в голосовом управлении «Яндекса»
Подробнее
Стали известны победители документального конкурса ФПРК «Россия – взгляд в будущее»
Подробнее
«Громовержцы*» и Looney Tunes получат релиз в Китае на фоне торговой войны с США
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 17–20 апреля
Подробнее
Официальная касса России: дедушка на миллиард
Подробнее
Премия кинооператоров «Белый квадрат» назвала номинантов
Подробнее
Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ объявил победителей
Подробнее
Новый фильм во вселенной «Звездных войн» с Райаном Гослингом выйдет в 2027 году
Подробнее
«МТС Медиа» объединяет управление онлайн-сервисами в контентный кластер KION
Подробнее
Фонд кино продлил прием заявок на поддержку оснащения кинозалов в новых регионах
Подробнее