top banner

Европейские эксперты рассказали про сложности с продвижением российского кино за рубежом

Автор: Никита Никитин

4 апреля 2022

Комментарии консультанта Каннского кинофестиваля Жоэля Шапрона и немецкого продюсера Симоны Бауманн

По мере развития ситуации на Украине российское кино погрузилось в новый международный контекст.  Большинство международных фестивалей и киноинституций в данный момент не готово тем или иным образом взаимодействовать с официальными российскими делегациями. БК поинтересовался мнениями консультанта Каннского кинофестиваля и представителя компании Unifrance в Центральной и Восточной Европе Жоэля Шапрона и немецкого продюсера Симоны Бауманн о том, возможно ли сотрудничество российских продюсеров и режиссеров с европейскими коллегами и фестивалями после 24 февраля.

Жоэль Шапрон заявил, что он испытывает серьезные затруднения при продвижении российского кино во Франции, сталкиваясь с тотальным предубеждением публики: «Я до сих представляю российские фильмы, которые были сняты и куплены на французский рынок до старта спецоперации, и сейчас это стало реально сложно. Последним российским фильмом, успевшим выйти во французских кинотеатрах до 24 февраля, стала драма Киры Коваленко РАЗЖИМАЯ КУЛАКИ. Следующим российским фильмом, выпущенным в кинотеатрах Франции, должен был стать КАПИТАН ВОЛКОНОГОВ БЕЖАЛ, но его летняя премьера в данный момент находится под большим вопросом».

Пареллельно с этим несколько иностранных картин были отозваны с российских фестивалей. Немецкий продюсер Симона Бауманн отозвала из программы Московского кинофестиваля два своих фильма – ZWISCHEN UNS из игрового конкурса и документальный проект SORRY GENOSSE: «Совершенно точно у российских фильмов будет теперь очень много проблем в Европе. Любые проекты, которые были поддержаны государством или олигархами через фонды типа «Кинопрайма», скорее всего не будут отобраны в программу ни одного европейского фестиваля. При этом три главных фестиваля – Канны, Венеция и Берлинале – все же пока оставляют для себя данный вопрос открытым. Главный критерий, на который отныне ориентируются организаторы и составители фестивальных программ, – источник денег. Будут приветствоваться проекты, произведенные только на независимые, частные средства, но при этом также будет приниматься в расчет художественный уровень картин и гражданская позиция авторов, которую они будут официально заявлять». «Не думаю, что фестивали будут глубоко копать, чтобы выяснять происхождение денег. И даже обращать внимание на тему или содержание. Национальность фильма, его «паспорт», боюсь, будет важнее содержания», – подчеркнул Жоэль Шапрон.

Отдельная проблема для отечественных производителей арт-кино – приостановка европейскими кинофондами программ по финансированию копродукции. При этом Eurimages и другие европейские фонды инициировали введение запрета не только на финансирование новых российских проектов, но и заморозили обязательства по уже запущенным фильмам. «Вывод вашей индустрии за скобки международной системы копродукции и софинансирования отбрасывает ее на много лет назад, в то самое пресловутое начало нулевых», – отметил Жоэль Шапрон.

«Я пессимистично смотрю на будущее российских фильмов, которые в ближайшее время могут быть сняты как в Европе, так и за новым «железным занавесом». Даже если какой-нибудь режиссер или продюсер выберется из России и поселится где-нибудь здесь, снимать кино он начнет в лучшем случае через год-два. И это при условии, что он достаточно хорошо знает язык, чтобы не только общаться в быту, но и взаимодействовать с коллегами, – рассуждает Жоэль Шапрон. – А если продюсер возьмется за крупный проект в России, то он не сможет обойтись без государственных денег, которые перекроют ему выход на международные рынки. Я не вижу альтернатив государственной поддержке или деньгам олигархов в случае, если режиссеру захочется снять относительно большое кино. Не обязательно блокбастер, но масштабное кино, которое может стоить от 3 по 5 миллионов евро. Где в России найти такие деньги быстро? Представляете, как сложно будет доказать, что твои деньги «чистые»? А сколько продлится бойкот, категорически непонятно. Что-то прогнозировать сейчас – дело неблагодарное».

Как заверила Симона Бауманн, в Европе есть понимание того, что в российском кинобизнесе сформировался пусть ограниченный, но заметный круг профессионалов, которые известны своей независимой гражданской позицией, однако при этом пользовались государственным финансированием. Они могут сегодня, переехав в Европу, попробовать получить поддержку европейских продюсеров. Сам факт того, что они из России, не означает, что у них ничего не получится. Но тут встает вопрос приоритетов: «С большой вероятностью многие европейские продюсеры отдадут предпочтение украинским режиссерам и продюсерам. К тому же есть много кинематографистов из других стран, например, те же израильтяне, работающие в Берлине. Допускаю, что при работе в Европе ваши кинематографисты попробуют поискать первичные источники финансирования в России. Но где там сейчас найти стопроцентно независимые деньги, я затруднюсь ответить. Теперь европейские продюсеры будут проверять источник средств очень тщательно. Самый очевидный выход для большинства российских продюсеров – остаться в России и начать делать кино, рассчитанное только на внутреннее потребление, и ни на что больше не претендовать. Стоит признать, что произошло тотальное обнуление всех договоренностей. Возвращение к работе в условиях, которые существовали до 24 февраля, совершенно невозможно».

Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram

Самое читаемое

Названы самые популярные у пиратов фильмы в марте 2025 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Мастер» стартовал со второго места
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках апреля
Подробнее
Минпросвещения России опубликовало список фильмов, рекомендованных к семейному просмотру
Подробнее
В Москве прошла презентация нового сезона Московского кинокластера
Подробнее
Касса четверга: «Пальма 2» продолжает лидировать
Подробнее
Госдума может принять закон об ограничении деструктивного контента в интернете
Подробнее
Новые правила Фонда кино: кто может стать лидером кинопроизводства?
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Мастер» обошел «Неудержимых 4» и «Охоту на воров 2»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 27–30 марта
Подробнее
Новинки апреля в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
В Туркменистане стартовал Фестиваль российского кино
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Глава Amazon MGM Studios покинула свой пост
Подробнее
Стали известны номинанты на премию BAFTA Television Awards за 2024 год
Подробнее
Правительство Москвы учредило грант на производство международных фильмов в столице
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 24–30 марта 2025 года
Подробнее
Минцифры предложило правила сборов за интернет-рекламу
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» переезжает из Парк-Сити в Боулдер
Подробнее
В Москве прошла премьера экшн-драмы «Жига. На полной скорости» 
Подробнее

Новости по теме

Мировая премьера «Исчезновения» Кирилла Серебренникова может состояться на Каннском кинофестивале
Подробнее
Жюльет Бинош возглавит жюри Каннского кинофестиваля
Подробнее
Берлинский кинофестиваль анонсировал часть картин грядущего смотра
Подробнее
В Доме кино завершился кинофестиваль «Сделано в Санкт-Петербурге»
Подробнее
Антон Сиренко возглавил Коммерческий фонд развития кино и анимации
Подробнее