top banner

Кинематографисты России и Центральной Азии подписали новые соглашения о сотрудничестве

Автор: Виолетта Палий

6 октября 2021

Также в рамках Ташкентского кинофестиваля состоялось открытие филиала ВГИКа в столице Узбекистана

Итогом участия российских кинематографистов в XIII Ташкентском международном кинофестивале «Жемчужина Шелкового пути», в рамках которого прошли Дни российского кино в Узбекистане c 29 сентября по 2 октября, стало достижение ключевых соглашений по копродукции и сотрудничеству с ведущими игроками индустрии Центральной Азии. Широкая программа российского участия также включала показы российских фильмов в Ташкенте, Самарканде, Бухаре: Russian Film Festival, стартовавший онлайн в 2020 году, впервые прошел в очном формате с масштабным присутствием российской делегации. В рамках Дней российского кино был открыт первый зарубежный филиал ВГИКа в столице Узбекистана.

Дни российского кино прошли при поддержке «Роскино», Russian Film Festival, режиссера и продюсера, посла туризма Узбекистана в зарубежных странах Тимура Бекмамбетова и при участии Министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино. Соорганизатором панельных дискуссий выступил Молодежный центр Союза кинематографистов России.

Одним из важнейших итогов стало стратегическое соглашение между кинокомпанией «Базелевс», Агентством кинематографии Узбекистана и студией «Казахфильм» о совместном производстве нового анимационного проекта Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин», для которого стороны договорились открыть анимационные школы-студии в Узбекистане и Казахстане. Соглашение было подписано в присутствии заместителя премьер-министра Республики Узбекистан Азиза Абдухакимова и заместителя министра культуры Российской Федерации Ольги Яриловой в рамках дискуссионной панели «Рост рынка онлайн-платформ как фактор развития копродукции между Россией и Средней Азией», в которой приняли участие руководители ведущих российских VоD-плаформ IVI, «КиноПоиск HD», Okko, Premier, Kion, представители киноиндустрий Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Также в рамках панели состоялась презентация первой узбекской платформы Umovie, созданной совместно с российской компанией SPB TV. Одним из востребованных жанров для потенциальной копродукции со странами Средней Азии представители российских онлайн-платформ назвали детский и семейный контент, в частности, сказки и фольклор, герои которого известны как в России, так и в странах Ближнего Востока и Средней Азии.

Сегодня доля копродукционных проектов в российском кинематографе составляет порядка 10%, и одной из задач индустрии является увеличение этого показателя. Возможной зоной роста является и наращивание совместного кинопроизводства с производителями контента из Центральной Азии. Опыт копродукции с этим регионом включает такие проекты, как АЙКА и МОНГОЛ (Россия Казахстан), БАРОН. ВОЗВРАЩЕНИЕ, СОЛНЦЕ НА ВКУС (Россия Узбекистан), ПУСТОЙ ДОМ, ПЕСНЬ ДЕРЕВА (Россия Киргизия) и другие. Генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова представила потенциальным партнерам возможности совместного кинопроизводства с Россией: программу поддержки миноритарной копродукции, запущенной Минкультуры РФ в 2019 году; программу рибейтов (3040%) и работу кинокомиссий в России, а также возможности частного фонда «Кинопрайм», предоставляющего до 50% поддержки от стоимости проекта. В качестве возможных направлений развития копродукции были названы участие кинематографистов Центральной Азии в российских питчингах, а также организация копродукционных панелей в рамках ММКФ и ежегодных мероприятий Russian Film Festival в Узбекистане. 

Генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова: «Достигнутое копродукционное соглашение – свидетельство того, что сейчас сложилось очень много предпосылок к дальнейшему развитию сотрудничества России и стран Центральной Азии в сфере кинематографии. Во-первых, уже есть опыт успешной копродукции с Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией, особенно в последнее десятилетие. Во-вторых, в киноиндустрии каждой из этих стран есть свой уникальный национальный характер и специфика, локальные самобытные истории, которые могут стать отправной точкой для интересных совместных проектов. Сегодня с учетом спроса в мировой киноиндустрии на региональный контент крайне важно иметь локальную историю – и мы видим это в тех сериалах и фильмах, которые становятся хитами на международных платформах. Также усиливающаяся роль VоD-платформ в создании оригинального контента и его продвижении на мировой рынок делает их важными игроками в копродукционном процессе, и российские VоD-платформы готовы участвовать в создании контента разных жанров – фильмов, сериалов, анимации. Еще один важный фактор, способствующий развитию копродукции, – это новые образовательные инициативы в сфере киноиндустрии. Открытие филиала ВГИКа в Ташкенте – знаковое событие; обмен опытом и коммуникация молодых кинематографистов с экспертами из России также будет вдохновлять на новые совместные проекты. И, конечно, активные действия по поддержке копродукции на государственном уровне, как со стороны Минкультуры РФ, так и со стороны «Узбеккино», способствуют развитию этого направления».

Генеральный директор Агентства кинематографии Узбекистана Фирдавс Абдухаликов: «Российское участие стало важнейшей составляющей возрожденного по инициативе президента нашей страны Шавката Мирзиёева Ташкентского международного кинофестиваля. Мы рады, что начатый диалог индустрий уже дал конкретные результаты и договоренности как на уровне производства контента и взаимодействия с российскими VоD-платформами (как в случае с копродукционным соглашением с «Базелевс», так и на уровне образования) на примере открытия в Узбекистане первого зарубежного филиала ВГИКа – старейшего в мире кинематографического вуза, история которого насчитывает более ста лет. Сегодня в Узбекистане президентом страны реализуются серьезные меры по реформированию киноиндустрии: проведена реконструкция «Узбекфильма», возрожден Дом кино, создан Музей кино, создан и открыт Госфильмофонд, осуществляется поставка новой техники на 30 миллионов долларов США, планируется строительство новых павильонов, увеличивается количество кинотеатров в стране. Мы уверены, что все эти инициативы в совокупности дадут мощный старт новой истории сотрудничества. Если после 1991 года это были единичные случаи копродукции, то за 2020-2021 годы таких проектов уже пять – как готовых, так и в стадии производства. На кинофестивале мы подписали с российскими студиями еще три совместных проекта. Мы также рады, что показ широкой программы российских фильмов в разных городах Узбекистана привлек большое количество местных зрителей, это говорит о высоком интересе аудитории к российскому кино».

Важной частью деловой программы также стал круглый стол «Кино будущего. Новые технологии в кинопроизводстве», в рамках которого российские компании («Базелевс», ГПМ КИТ, Main Road Post, CGF) представили свои технологические возможности и рассказали об инновационных форматах в фильмах screenlife, extended reality («расширенная реальность»), технологии ViewGA и других. Большая образовательная панель Дней российского кино включала мастер-классы Тимура Бекмамбетова, Владимира Хотиненко, Рената Давлетьярова, продюсеров Анны Гудковой, Лалы Рустамовой и других. 

Впервые в истории Russian Film Festival Недели кино прошли в очном формате с присутствием большой российской делегации. Специальный гость фестиваля, режиссер Никита Михалков, открыл Дни российского кино вместе с генеральным директором «Роскино» Евгенией Марковой и представителями «Узбеккино», российского Фонда кино и Ташкентского фестиваля. 

В Ташкенте, Самарканде и Бухаре было показано семь российских фильмов из программы Russian Film Festival  ДЕВЯТАЕВ, МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР, ДОКТОР ЛИЗА, КОНЕК-ГОРБУНОК, ПАЛЬМА, РОДНЫЕ, БЕЛЫЙ СНЕГ. Кроме того, состоялся спецпоказ мультфильма ЗНАЕШЬ, МАМА, ГДЕ Я БЫЛ?, премьерный показ фильма НОРМАЛЬНЫЙ ТОЛЬКО Я и презентации других российских проектов. На творческих встречах со зрителями в городах Узбекистана фильмы представили актеры Павел Прилучный, Артем Михалков, Павел Чинарев, Антон Богданов, Игорь Жижикин, Алексей Чадов, Дмитрий Лысенков, Леонид Басов, режиссеры Оксана Карас, оператор Сергей Мачильский и другие деятели российской киноиндустрии.

Самое читаемое

Предпродажи уикенда: «Холоп. Великолепный век» опередил «Василия»
Подробнее
Стали известны номинанты на премию «Оскар»
Подробнее
Кинолаборатория «Профессия – продюсер» провела финальный питчинг
Подробнее
Касса четверга: турецкий ремейк «Холопа» стал лидером проката
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 20–26 января 2025 года
Подробнее
«Домовенок Кузя» заработал миллиард рублей в российском прокате
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Холоп» обошел «Василия»
Подробнее
Юра Борисов сыграет в новом фильме Эмира Кустурицы
Подробнее
Создатели байопика о Майкле Джексоне вынуждены переснимать фильм из-за юридических проблем
Подробнее
Из сказки – в реальность: итоги «новогодней битвы 2025»
Подробнее
В Парк-Сити открылся фестиваль «Сандэнс 2025»
Подробнее
Объявлены номинанты на антипремию «Золотая малина»
Подробнее
Власти Южной Кореи поддержат среднебюджетные фильмы для возрождения местной индустрии
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 23–26 января
Подробнее
«Ленфильм» подписал меморандум о сотрудничестве в сфере кинематографа с представителями стран БРИКС
Подробнее
В Москве прошла премьера байопика «Моди: Три дня на крыльях безумия»
Подробнее
Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес 2025» открыл регистрацию
Подробнее
В Москве состоялась премьера сериала «Подслушано в Рыбинске»
Подробнее
Завершена шестая волна процедуры отбора на участие в программе «Автор»
Подробнее
В Москве состоялась премьера приключенческой комедии «Василий»
Подробнее