top banner

Минкультуры ограничит поддержку кинофестивалей

Автор: Анастасия Дугинова

26 марта 2015

Подготовлены поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии»

Министерство культуры будет считать кинофестивалями только киносмотры продолжительностью до 10 дней, в которых есть конкурсная программа и жюри. Фестивали, не подпадающие под эти критерии, больше не смогут претендовать на господдержку. Соответствующий законопроект уже отправлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

В подготовленных поправках в закон «О государственной поддержке кинематографии» предлагается освободить фестивальные кинопоказы от необходимости получения прокатных удостоверений. Это значительно облегчит жизнь организаторов кинофорумов, которые сейчас из-за категоричных норм закона о запрете мата не могут показывать фильмы без прокатного удостоверения

Чтобы разграничить прокат (где мат будет по-прежнему запрещен) и фестивальное движение, законопроект впервые вводит юридическое понятие кинофестиваля. Полностью текст поправки звучит так: «Кинофестиваль – культурно-просветительное мероприятие, представляющее собой смотр публично исполняемых, специально отобранных фильмов, включающий конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов. Кинофестиваль проводится в соответствии с регламентом, утверждаемым организаторами кинофестиваля, общая продолжительность кинофестиваля не может быть более 10 дней».

Как отметили в министерстве, предложенные критерии выработаны многолетней практикой организации фестивалей. «Все проводимые в России кинофестивали, которым была оказана государственная поддержка, подпадают под предлагаемое определение. Вместе с тем, если публичное мероприятие не соответствует предложенному определению, оно не будет являться кинофестивалем. После введения в законодательство понятия кинофестиваля, те мероприятия, которые не удовлетворяют указанным критериям, не смогут претендовать на финансирование со стороны Минкультуры России по статье «финансирование кинофестивалей», – рассказали в министерстве.

Эксперты называют значительное количество киносмотров, которые не удовлетворяют этим требованиям. В частности, принципиально не проводят конкурсы и не нанимают профессиональное жюри зрительские фестивали – такие как путешествующий по регионам фестиваль комедий «Улыбнись, Россия» или петербургский киносмотр «Фестиваль фестивалей», позиционирующий себя главным внеконкурсным фестивалем в стране. Не имеют жюри в силу своей специфики и многие тематические киносмотры – например, фестиваль архивного кино «Белые столбы», который ежегодно проводится в Госфильмофонде.

Не все киносмотры укладываются в 10-дневные рамки. Многие крупные фестивали (например, Московский международный кинофестиваль и «Кинотавр») за годы проведения стали короче, но, например, московские показы Большого фестиваля мультфильмов, крупнейшего в своей категории отечественного кинофорума, до сих пор продолжают идти не менее 11 дней. А уникальный петербургский фестиваль «Мультивидение» продолжается целый месяц.

Президент фестиваля «Улыбнись, Россия» (проводится при поддержке федерального и региональных культурных ведомств), режиссер Алла Сурикова сомневается в необходимости профессионального конкурса на всех фестивалях. «15 лет мы делаем фестиваль, где победителей выбирают зрители, поскольку комедия – это самый зрительский жанр. У профессионального жюри свое чувство юмора. Только актерские работы у нас отмечает специальный экспертный совет. Конечно, если поправки будут приняты, мы можем ввести жюри, хотя не думаю, что комедийному фестивалю это действительно нужно», – полагает Сурикова.

Гендиректор «Фестиваля фестивалей» (проводится при поддержке Министерства культуры) Александр Мамонтов назвал «своевременным» желание ведомства навести порядок в фестивальном движении, однако призвал к экспертному обсуждению законопроекта. «Есть кинофестивали, которые изначально не могут быть конкурсными или иметь жюри. Укладывая всех под одну гребенку, мы можем лишиться достойных форумов и в то же время будем продолжать финансировать мелкие киносмотры, отвечающие требованиям нового закона. Решение, вероятно, принимается в спешке и без обсуждения с директорами и продюсерами фестивалей. Для введения правильной нормы необходимо собрать мнения и пожелания профессионалов. Я с удовольствием приму участие в работе экспертного совета, если таковой будет создан», – заявил Мамонтов.

«Те форумы, которые не будут соответствовать указанным критериям, будут лишаться и «привилегий» кинофестиваля – в частности, обещанного этим же законопроектом освобождения от прокатных удостоверений и разрешения демонстрации фильмов с нецензурной лексикой, – отметил куратор направления анимации Музея кино Павел Шведов. – В итоге может дойти до курьезов, когда на сочинском фестивале «Кинотавр» разрешат показывать фильм с матом, а на московских показах «Эхо «Кинотавра» – запретят».

Главред журнала «Искусство кино», киноаналитик Даниил Дондурей считает, что новыми поправками Минкультуры фактически узаконивает сокращение господдержки. «Сейчас многие фестивали и так значительно сокращаются по различным параметрам, в том числе и по продолжительности. Новый закон сделает эту экономическую реальность юридической. Что касается обязательного конкурса, полагаю, что многие фестивали ради господдержки будут искусственно преобразовывать себя в конкурсные смотры», – говорит киноаналитик.

Общее количество фестивалей, проходящих на территории России, по различным оценкам, составляет от 120 до 150 ежегодно. В 2013 году по заказу Министерства культуры было проведено масштабное исследование фестивального движения, однако продолжительность киносмотров и наличие профессионального жюри в расчет не брались.

В 2015 году бюджет Минкультуры сокращен на 10 процентов. Финансирование кинематографии ведомство урезало на 600 млн рублей. Ожидается, что значительно сократится господдержка театральных и кинофестивалей.

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
Объявлен шорт-лист премии «Оскар» в десяти номинациях
Подробнее
Касса России: «Баба Яга спасает Новый год» поднялась на вершину проката
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Волшебники против богатырей: анализ грядущей «новогодней битвы»
Подробнее
Кассовый провал «Крейвена-охотника»: что пошло не так?
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Баба Яга спасает Новый год» уверенно возглавила прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 19–22 декабря
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Кузя» почти догнал «Огниво», а «Братья» – «Зятя»
Подробнее
Названы самые популярные у российских пиратов фильмы в 2024 году
Подробнее
«Беларусьфильм» просит Фонд кино профинансировать около 20 фильмов
Подробнее
«Ручная кладь» показала лучший старт для оригинальных фильмов Netflix в 2024 году
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» дополнил программу новыми сериалами и аниме
Подробнее
ИРИ открыл прием заявок на участие в Национальной премии интернет-контента
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги 2024 года
Подробнее
Американская касса: «Крейвен-охотник» показал худший старт среди проектов Marvel от Sony
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 19–22 декабря 2024 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: прокат ожидаемо возглавил «Домовенок Кузя»
Подробнее

Новости по теме

Профильный комитет Госдумы поддержал кандидатуру Ольги Любимовой на пост министра культуры
Подробнее
Михаил Мишустин внес на рассмотрение Госдумы кандидатуры Ольги Любимовой и Татьяны Голиковой
Подробнее
Министр культуры Ольга Любимова может сохранить пост в новом правительстве
Подробнее
Фонд кино объявил сбор заявок на участие в стипендиальной программе «Автор»
Подробнее
Минкультуры назвало приоритетные темы поддержки кинопроизводства в 2023 году
Подробнее