Дневники «Кинотавра». День 5. Испытание веры
На фестивале показали фильмы «Находка», «Пионеры-герои» и «Спасение»
«Кинотавр» медленно, но верно, начал движение к своему завершению. Предпоследний конкурсный день отметился показом непростых и весьма неоднозначных картин, в каждой из которых судьба испытывала в героях силу их веры: веры в справедливость и необратимое возмездие, как в НАХОДКЕ, веру в идеалы, привитые в детстве, как в ПИОНЕРАХ-ГЕРОЯХ, веру в себя и в Бога, как в СПАСЕНИИ. Фильмы эти оказались очень разными, но каждый сумел по-своему удивить. Приятно или неприятно – это уже другой вопрос.
НАХОДКА – полнометражный дебют режиссера Виктора Демента рассказывает вовсе не о городе на Дальнем Востоке, как многие могут подумать глядя на название. Здешняя история построена вокруг сурового инспектора рыбоохраны, верящего в закон и справедливость. Он находит в лесной сторожке оставленного матерью младенца. Пытаясь спасти грудничка, он отправляется с ним в поселок, вынужденно преодолевая непроходимый лес, болота и бурелом. А после, с упорством, достойным именитых сыщиков, начинает разыскивать мать ребенка, чтобы наказать ее за безрассудный поступок. В основе сценария картины лежит классическая советская «деревенская» проза – повесть Владимира Тендрякова. Слегка устаревший по нынешним временам текст режиссер-дебютант Виктор Демент старательно превращает в современный рассказ о сильном человеке, снимая фильм в мрачном и размеренном ритме модных скандинавских сериалов и телехита «Фарго». Но НАХОДКА, все-таки не сериал, а настоящее кино, и это кино крайне приятно глазу. Для этого режиссер с оператором снимали с необычных ракурсов и активно использовали летающие камеры. Благодаря им удалось получить умопомрачительные по красоте кадры пейзажей зимней сибирской природы. И в этом НАХОДКА – близкий родственник недавно вышедшей ТЕРРИТОРИИ (сборы - 74 млн руб.), однако, ожидать от нее похожих кассовых результатов все же не стоит.
И, если лента Виктора Демента оказалась значительно лучше, чем от нее можно было ожидать, то другой дебют – фильм ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ – больше разочаровал. Эта необычная картина рассказывает историю детей, которых одними из последних в Союзе принимали в пионеры. Выросшие на советских идеалах, сегодня они с трудом находят свое место в жизни, страдая от того, что приходится идти на сделки с совестью и забывать все то, во что они с детства так сильно верили. Повествование ведется параллельно: сюжеты из конца 80-х перемежаются с картинами современной действительности, где героям уже по тридцать с небольшим лет. И вроде бы все написано дерзко и снято очень талантливо, но один существенный минус перечеркивает почти все достоинства этой работы. Фильм откровенно затянут, а потому ему очень не хватает должного ритма и динамики. Рассчитывать на массовый прокат в данном случае, конечно, не стоит. Благодаря компании «Наше кино» лента все-таки появится в кинотеатрах, однако, ее кассовый потенциал невелик. Скорее всего, он находится где-то рядом с цифрами, которые в свое время показал фильм ИНТИМНЫЕ МЕСТА (14 млн руб).
Последний конкурсный фильм дня - новая работа Ивана Вырыпаева, и она, кажется, никого не оставила равнодушным. Зрители разделились на два противоположных лагеря: одни называли СПАСЕНИЕ лучшим фильмом фестиваля, другие крутили пальцем у виска и требовали объяснить, что же происходило на экране все полтора часа пока шел показ. Эффект, произведенный картиной на публику, тем интереснее, ведь структурно эта лента максимально проста, если не сказать примитивна. Фактически, это снятая в документальном стиле история путешествия католической монахини в Тибет, во время которого она сталкивается с глубоким кризисом веры. Почти весь фильм героиня бессловно ходит по экранному пространству, лишь иногда уступая место красивым тибетским пейзажам, редкому общению с интересными персонажами и видениям. Несмотря на простоту сюжетной конструкции у Вырыпаева вышла настоящая интеллектуальная бомба, о которой будут еще долго говорить. Вопрос с прокатом картины решается, но к нему нужно подходить очень акуратно. Из этого медитативного и вызывающего много вопросов кино можно сделать большое дискуссионное событие, вот только надо понимать, показывать СПАСЕНИЕ неподготовленному зрителю, все-таки не стоит.