top banner

Дневники «Кинотавра»: День 3. Красота требует жесть

Автор: Артур Чачелов

11 июня 2015

На фестивале показали фильмы «Тряпичный союз» и «Страна Оз»

Третий конкурсный день «Кинотавра» был посвящен новым работам авторов, чьи имена уже успели оставить свой след в истории Сочинского фестиваля. Это полнометражный дебют Михаила Местецкого под названием ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ и жанровый эксперимент от Василия Сигарева СТРАНА ОЗ. Местецкий уже побеждал на «Кинотавре», но в рамках конкурса «Короткий метр», Сигарев получал призы основного конкурса – и потому проекты этих авторов местной профессиональной публикой ожидались с большим интересом. В результате этот факт сыграл негативную роль: завышенные ожидания заставили многих если не разочароваться, то крепко задуматься. И, признаться, поразмышлять в случае обеих картин есть над чем.

ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ, хоть и снимался дебютантом,выглядел гораздо богаче и масштабнее работ иных именитых мастеров. История дружбы и опасных приключений четырех молодых людей, которые пытаются найти свое место в жизни, объединившись в арт-группировку под смешным названием «Тряпичный союз», снята с размахом и выдумкой, без оглядки на бюджет и скромность. ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ смотрится зрелым и умелым кино, в котором, несмотря на слабоватое начало, почти нет провисаний. Зато есть множество цитат и подражаний, от чего во время просмотра создается ощущение, что все это ты уже где-то видел. То здесь, то там выглядыют ВСЕ И СРАЗУ Романа Каримова (124 млн руб.), ШАПИТО-ШОУ Сергея Лобана (21 млн руб.), немного ГОРЬКО Жоры Крыжовникова (811 млн руб.) и, конечно, киноклассика отечественного (ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН) и зарубежного разлива (НА ИГЛЕ). Еще пару лет назад это кино было бы абсолютным фаворитом конкурса, но не сегодня. Фильм запоздал с появлением (Местецкий сам рассказывал, что сценарию уже много лет), что автоматически поставило крест на возможности стать новым БУМЕРОМ или БРАТОМ. Впрочем, несмотря ни на что, эта очень достойная и качественная киноработа наверняка будет производить сильное впечатление на простого зрителя. Если, конечно, кто-нибудь придумает способ его на нее заманить.

На фильмы Василия Сигарева искушенную публику заманивать уже не надо. Режиссер сделал себе имя на жестких и бескомпромиссных драмах ВОЛЧОК (1,7 млн руб.) и ЖИТЬ (3,7 млн руб.), высоко оцененных критиками и тем же «Кинотавром». Массового зрителя эти фильмы обошли стороной, несмотря даже на то, что они выходили в прокат и их регулярно показывают на кабельных киноканалах. Потому, быть может, и по ряду других причин Сигарев решил попробовать себя в таком массовом жанре, как комедия, и этой комедией стала СТРАНА ОЗ. Лента получилась по-сигаревски авторской, но уже с претензией на народность - эдакий русский аналог МУВИ 43 с подобающим туалетным юмором, залихватской абсурдностью и фокусом на человеческих выделениях. Вот только выдержать жанр до конца не получилось, потому здесь время от времени из-за угла выплывают то низкопробный КВН уровня первого САМОГО ЛУЧШЕГО ФИЛЬМА, то философский артхаус Терри Гиллиама. В какой-то момент комедия перестает быть смешной и скатывается в такую знакомую режиссеру «социалочку», заставляя зрителя лишь по инерции реагировать на матерные гэги и зашкаливающую пошлость. Оттого, видимо, СТРАНА ОЗ, кажется самым слабым фильмом Сигарева, и его счастливая прокатная судьба под большим вопросом. В свете новых правил получения прокатных удостоверений, не ясно, останется ли  в фильме что-то после всех «запикиваний» и причесывания. Есть ощущение, что нет.

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
Объявлен шорт-лист премии «Оскар» в десяти номинациях
Подробнее
Касса России: «Баба Яга спасает Новый год» поднялась на вершину проката
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Волшебники против богатырей: анализ грядущей «новогодней битвы»
Подробнее
Кассовый провал «Крейвена-охотника»: что пошло не так?
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Баба Яга спасает Новый год» уверенно возглавила прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 19–22 декабря
Подробнее
Названы самые популярные у российских пиратов фильмы в 2024 году
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Кузя» почти догнал «Огниво», а «Братья» – «Зятя»
Подробнее
«Беларусьфильм» просит Фонд кино профинансировать около 20 фильмов
Подробнее
«Ручная кладь» показала лучший старт для оригинальных фильмов Netflix в 2024 году
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» дополнил программу новыми сериалами и аниме
Подробнее
ИРИ открыл прием заявок на участие в Национальной премии интернет-контента
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги 2024 года
Подробнее
Американская касса: «Крейвен-охотник» показал худший старт среди проектов Marvel от Sony
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 19–22 декабря 2024 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: прокат ожидаемо возглавил «Домовенок Кузя»
Подробнее

Новости по теме

На 32-м «Кинотавре» победу одержал фильм «Море волнуется раз»
Подробнее
Приз зрительского голосования «Кинотавра» получил фильм «Капитан Волконогов бежал»
Подробнее
ВШЭ заявила, что построит в России голливудскую систему подготовки кадров для киноиндустрии
Подробнее
На 32-м «Кинотавре» пройдет второй питчинг сериальных проектов
Подробнее
Комедия Алексея Камынина «Хандра» выйдет на HBO GO
Подробнее