Дневники «Кинотавра»: День 3. Красота требует жесть
На фестивале показали фильмы «Тряпичный союз» и «Страна Оз»
Третий конкурсный день «Кинотавра» был посвящен новым работам авторов, чьи имена уже успели оставить свой след в истории Сочинского фестиваля. Это полнометражный дебют Михаила Местецкого под названием ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ и жанровый эксперимент от Василия Сигарева СТРАНА ОЗ. Местецкий уже побеждал на «Кинотавре», но в рамках конкурса «Короткий метр», Сигарев получал призы основного конкурса – и потому проекты этих авторов местной профессиональной публикой ожидались с большим интересом. В результате этот факт сыграл негативную роль: завышенные ожидания заставили многих если не разочароваться, то крепко задуматься. И, признаться, поразмышлять в случае обеих картин есть над чем.
ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ, хоть и снимался дебютантом,выглядел гораздо богаче и масштабнее работ иных именитых мастеров. История дружбы и опасных приключений четырех молодых людей, которые пытаются найти свое место в жизни, объединившись в арт-группировку под смешным названием «Тряпичный союз», снята с размахом и выдумкой, без оглядки на бюджет и скромность. ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ смотрится зрелым и умелым кино, в котором, несмотря на слабоватое начало, почти нет провисаний. Зато есть множество цитат и подражаний, от чего во время просмотра создается ощущение, что все это ты уже где-то видел. То здесь, то там выглядыют ВСЕ И СРАЗУ Романа Каримова (124 млн руб.), ШАПИТО-ШОУ Сергея Лобана (21 млн руб.), немного ГОРЬКО Жоры Крыжовникова (811 млн руб.) и, конечно, киноклассика отечественного (ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН) и зарубежного разлива (НА ИГЛЕ). Еще пару лет назад это кино было бы абсолютным фаворитом конкурса, но не сегодня. Фильм запоздал с появлением (Местецкий сам рассказывал, что сценарию уже много лет), что автоматически поставило крест на возможности стать новым БУМЕРОМ или БРАТОМ. Впрочем, несмотря ни на что, эта очень достойная и качественная киноработа наверняка будет производить сильное впечатление на простого зрителя. Если, конечно, кто-нибудь придумает способ его на нее заманить.
На фильмы Василия Сигарева искушенную публику заманивать уже не надо. Режиссер сделал себе имя на жестких и бескомпромиссных драмах ВОЛЧОК (1,7 млн руб.) и ЖИТЬ (3,7 млн руб.), высоко оцененных критиками и тем же «Кинотавром». Массового зрителя эти фильмы обошли стороной, несмотря даже на то, что они выходили в прокат и их регулярно показывают на кабельных киноканалах. Потому, быть может, и по ряду других причин Сигарев решил попробовать себя в таком массовом жанре, как комедия, и этой комедией стала СТРАНА ОЗ. Лента получилась по-сигаревски авторской, но уже с претензией на народность - эдакий русский аналог МУВИ 43 с подобающим туалетным юмором, залихватской абсурдностью и фокусом на человеческих выделениях. Вот только выдержать жанр до конца не получилось, потому здесь время от времени из-за угла выплывают то низкопробный КВН уровня первого САМОГО ЛУЧШЕГО ФИЛЬМА, то философский артхаус Терри Гиллиама. В какой-то момент комедия перестает быть смешной и скатывается в такую знакомую режиссеру «социалочку», заставляя зрителя лишь по инерции реагировать на матерные гэги и зашкаливающую пошлость. Оттого, видимо, СТРАНА ОЗ, кажется самым слабым фильмом Сигарева, и его счастливая прокатная судьба под большим вопросом. В свете новых правил получения прокатных удостоверений, не ясно, останется ли в фильме что-то после всех «запикиваний» и причесывания. Есть ощущение, что нет.