Дневники «Кинотавра»: День 2. Говорит и показывает Евгений Миронов
На фестивале представили фильмы No Comment и «Синдром Петрушки»
Второй конкурсный день «Кинотавра» представил два непохожих фильма-драмы – почти военную NO COMMENT и психологическую СИНДРОМ ПЕТРУШКИ. Объединяло эти работы только одно: обе сделаны на студии «Третий Рим», в обеих художественым руководителем проектов является популярный актер Евгений Миронов. И если в первом случае он ограничился лишь околопродюсерскими функциями, то в СИНДРОМЕ ПЕТРУШКИ еще и сыграл главную роль.
«Кинотавр» по традиции поддерживает кинодебюты, и на примере NO COMMENT видно, какими они должны быть, чтобы попасть сюда. Лента рассказывает историю молодого немца, который, пытаясь сбежать от проблем в своей жизни, увлекается радикальными движениями в исламе и отправляется в Чечню, воевать на стороне подпольных бандформирований. Молодой человек не расстается с любительской камерой, и именно через ее объектив мы видим все ключевые события: вербовку, попадание к наемникам, их быт, вылазки в села и атаки. По другую сторону баррикад – российский офицер, командир взвода, считающий дни до отпуска и снимающий на камеру свою жизнь в армии, вылазки в горы, разведовательные операции и прочее. Вот за этой «войной камер» и предлагает понаблюдать зрителю дебютант Артем Темников.
Увы, выдержать концепцию, которую с легкой руки авторов фильмов ужасов назызают найденными пленками, не получается. Кадры, снятые героями на свои камеры, периодически мешаются с кадрами, снятыми на профессиональную киносъемочную технику и это несколько разочаровывает. Не удалось дебютанту и создание двух равноценных по глубине и событийности противостоящих друг другу миров: немецкий – глубже, основательней и ближе к реальности, российский – легковеснее и сказочнее. При этом режиссеру, являющемуся еще и сценаристом этой картины, надо отдать должное: в его фильме много интересных находок, позволяющих отнести NO COMMENT к разряду хоть и сыроватых, но все же удачных дебютов. Хотя говорить о счастливой прокатной судьбе этого кино не приходится.
На фоне недорогого NO COMMENT вторая лента вечера, снятая умудреной кинематографически опытом Елены Хазановой, казалась настоящим «большим» кино. Качественная литературная основа, звездные актеры, большой бюджет, съемки в нескольких странах мира, спокойная камера, качественная цветокоррекция и невероятная музыка, относящая зрителя куда-то в лигу ДЕВЯТЫХ ВРАТ с Джонни Деппом. Сочетание всех этих элементов кому-то показалось претенциозным, но большинству зрителей, судя по обсуждениям после показа, СИНДРОМ ПЕТРУШКИ понравился. Хазановой удалось главное: снять атмосферное кино, где жанры условны, а визуальная составляющая блистательно дополняет смысловую. СИНДРОМ балансирует на границе мистической сказки, семейной драмы и психологического триллера и умудряется не заваливаться ни в одну из сторон. При этом, кино вышло вполне зрительским: не простым, но и не заумным, достаточно увлекательным, но и не чистым развлечением. По атмосфере СИНДРОМ чем-то похож на ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ, но без эксцентричости и «бу-эффектов». Особо стоит отметить блистательную игру Чулпан Хаматовой, которая пока кажется наиболее подходящим претендентом на получение приза за «Лучшую женскую роль».