Дневники «Кинотавра»: День 1. Для проката и не очень
На фестивале показали фильмы «14+» и «Ангелы революции»
Насыщенная программа фестиваля началась с показа двух очень разных картин, которые настолько непохожи по стилю, динамике и настроению, что диву даешься, как кому-то пришло в голову устроить их просмотр в один день. Речь о проектах 14+ молодого режиссера Андрея Зайцева и АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ от ставшего «живым классиком» Алексея Федорченко. Объединяет их разве что оператор Шандор Беркеши, и тот факт, что оба фильма приехали на «Кинотавр», успев поучаствовать в других фестивалях. В случае с 14+ это была спецпрограмма Берлина, в случае АНГЕЛОВ РЕВОЛЮЦИИ – показы в Риме.
Драматическая молодежная комедия 14+ получила право открывать конкурс совсем не случайно. Большой летний фестиваль должен начинаться с яркого позитивного кино. Таковым фильм Андрея Зайцева и оказался: смешная, чувственная и удивительно эмоциональная картина, которая рассказывает знакомую каждому историю первой подростковой влюбленности – с нерешительностью, страхами и яркими переживаниями. Четырнадцатилетний Леша влюбляется в красавицу Вику, но рассказать ей об этом он поначалу не может. Помимо природной скромности, признаться в собственных чувствах мешают внешние обстоятельства в виде чуть истеричной мамы с гиперопекой и местных хулиганов, бесцеремонно подкатывающих к объекту воздыхания. Но вот, наконец, решительный шаг сделан, а за ним начинается мир первых неумелых поцелуев, объятий и погружения друг друга.
В отличие от недавно вышедшего ОДНАЖДЫ... от 14+ не веет нарочитым ретро: это современная история, рассказанная современным молодым людям на понятном им современном языке – через юмор, гаджеты, социальные сети и популярную музыку. Это кино о подростках, живущих в спальных районах, но в нем нет наивности «Ералаша» или брутальной социальщины ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ и КЛАССА КОРРЕКЦИИ. И это делает новую работу Зайцева крайне привлекательной для широкого проката, и, судя по реакции зала, полного не только критиков, но и представителей кинотеатров, такая перспектива для проекта весьма реальна. Чего не скажешь о новой картине Алексея Федорченко АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ. Впрочем, сам режиссер в интервью «БК» говорил, что снимает свое кино не для массового российского зрителя, который пока попросту не готов его воспринимать.
Не готовыми оказались и некоторые гости фестиваля. Досмотреть АНГЕЛОВ РЕВОЛЮЦИИ до конца смогли далеко не все – зал пустел на глазах. И дело даже не в том, что эта картина нетороплива и идет бесконечные 123 минуты. Просто основанная на реальных событиях история о том, как в начале 30-х годов компания советских агитаторов-авангардистов приехала культурно просвещать хантов и ненцев, представляет из себя особый вид кино: авторский перфоманс (в данном случае, еще и авангардистский). В нем простая сюжетная структура, но основную историю слишком долго и изобретательно «запрягают», показывая зарисовки из прошлого главных героев. Яркие образы, запоминающаяся игра актеров, умопомрачительная по красоте картинка, изысканные визульные решения – все очень фестивально, но максимально далеко от массового зрителя. Проект, снятый в фирменном стиле режиссера Алексея Федорченко, превращающего любое киноповествование в набор оживших картин, стоит рекомендовать любителям авторского артхауса и тем, кто без ума от раннесоветского авангарда. Безусловно, эта история о вторжении одной языческой цивилизации в другую достойна внимания, но требует от зрителя подготовки и большого терпения.