top banner

«Дистрибьюторская лаборатория 2015»: День четвертый

Автор: Мария Позина

1 марта 2015

Международные рынки и другие способы продажи прав

Четвертый день образовательного форума «Культбюро» был очень насыщенным. Ведущие эксперты в области телевидения, медиа-рынка, кинопроката и международной дистрибьюции поделились с участниками лаборатории своими секретами успешных продаж и продвижения фильмов.

Первая лекция, которую читала Ольга Филипук, директор по контенту онлайн-кинотеатра ivi.ru, была посвящена российскому VoD-рынку: его истории и перспективам. С момента запуска ресурса Ivi.ru в 2010 году диджитал-рынок успел превратиться в серьезный бизнес, начинающий уже догонять телевидение по объему рекламы и все больше привлекающий правообладателей, как дополнительный вид сбыта прав.

«Глупо говорить, что мы не съели DVD-рынок, мы его съели – это правда» – призналась Ольга и объяснила, что это закономерно, когда отмирает дополнительное устройство, и что пользователь в своем стремлении сократить путь до интересного контента отказывается от лишних девайсов. Все должно быть доступно, к этому российских зрителей приучили... пираты. Пиратов же можно поблагодарить и за то, что, в отличие от американских аналогичных сервисов, на которых фильмы появляются через несколько месяцев после кинопремьеры, на ivi.ru окна открытия прав составляют от 1,5 до 4 недель после старта в кинотеатрах.

На вопрос от слушателей о возможных конфликтах с кинопоказчиками, Ольга поделилась  аналитическими данными, доказывающими, что аудитории онлайн и обычных кинотеатров разные. «Это тот пул людей, которые по тем или иным причинам не ходят в кино. Наши зрители старше, это в основе своей люди, которым комфортнее посмотреть кино дома, чем сидеть в кинотеатре рядом с тинейджерами, жующими попкорн».

Также Ольга отметила позитивную динамику в развитии платного VoD в России, что все больше и больше людей приучаются платить за просмотр фильмов, что раньше казалось  невозможным.

Немалые надежды, по словам Ольги,  представители медиа-отрасли возлагают сейчас на новый антипиратский закон, который должен вступить в силу уже с 1 марта 2015 года и должен будет облегчить процедуру закрытия нелегальных площадок.

Закончила свое выступление Филипук, проанонсировав амбициозные планы Ivi.ru на собственное производство контента, детали которого компания планирует раскрыть ближе к маю.

Следующий спикер, Константин Афоничев, представляющий программную дирекцию ВГТРК, начал с признания: «С моим мнением может быть не все согласятся, но я считаю, что наш «ящик» находится в тупике. Он перестал выполнять образовательные и познавательные функции. Осталась только функция информационная, и то приходится серьезно конкурировать с интернетом».

Далее Константин довольно подробно и детально объяснил, как формируется программная сетка на примере  телеканала «Россия 2», по какому принципу закупается контент, как правильно позиционировать свой канал, и дал представление об  основах контрпрограммирования.

Несмотря на значительный отток рекламодателей в последнее время, Афоничев нашел повод для оптимизма и в этой ситуации. «Кризис – это возможность избавиться от всего лишнего. По причине отсутствия денег просто не будет создано много ненужного».

Продолжил рассказ о том, как устроено телевидение, и следующий гость, генеральный директор ТНТ, Игорь Мишин, который дал представление студентам, как и на чем строится  имидж самого эффективного российского телеканала. По его твердому убеждению, ТНТ цепляет свою аудиторию (14-44), потому что совершенно точно знает ее вкусы и предпочтения. «ТНТ – это не просто чисто поржать, это сатира на современные нравы, у нас шутки не только ниже плинтуса, но еще и выше головы».

Среди главных событий, определивших успех канала в прошлом году, Игорь назвал проект «Танцы»,  собственное производство киносериалов, для которого канал привлек самых актуальных режиссеров: Валерию Гай Германику, Петра Буслова, Бориса Хлебникова и многих других и запуск воскресного ночного слота «Открытый показ», где демонстрируются лучшие образцы артхаусного, фестивального кино. «Мы рискнули, пошли на этот эксперимент, ожидая, что доля будет в районе 8%. В итоге же получили где-то 14-15%,  что означает 700-800 тысяч человек на показ».

На вопрос из зала, как программные директора ТНТ принимают решения о запуске того или иного проекта, Мишин рассказал, что в их команде уже с давних пор существует одна очень хорошая традиция: «традиция запускать шедевры». Если есть хоть какие-нибудь сомнения в качестве продукта, продюсеры будут переделывать, переписывать, перемонтировать до тех пор, пока это не превратится в совершенство.

Интересно было узнать планы ТНТ на ближайшее время: это спинофф «Нашей Russia» – «Бородач», 2-й сезон мелодрамы «Сладкая жизнь», 3-й сезон  «Физрука»,  а также следующий за ним полный метр под рабочим названием ФИЗРУК СПАСАЕТ РОССИЮ.

Следующая лекция проходила при помощи скайпа, так как продюсер и дистрибьютор Мила Розанова не смогла прилететь в Москву. На своем мастер-классе Мила объяснила, как иностранные картины попадают на территорию России, как независимые прокатчики закупают права на международных рынках, и как представлены в нашей стране мэйджорские студии.

Пошагово разобрав весь механизм взаимоотношений между западными правообладателями и российскими закупщиками, Мила подробно остановилась на таком не очень знакомом для нашего рынка явлении, как предпродажи. Иностранные продюсеры еще на этапе разработки дорогих проектов выставляют их на так называемые pre-sales проверить, смогут ли они отбить запланированные бюджеты. Ключевым партнерам с каждой территории представляется неготовый еще фильм в виде идеи, сценария и, возможно, каста с просьбой его оценить. Если продюсеры в итоге получают нужную сумму – проект  запускают в производство, если нет – вносятся корректировки. Данная практика пока не применяется в нашей стране, но, есть надежда, что это просто вопрос времени. Закончила свою речь Мила пожеланием будущим дистрибьюторам научиться мыслить нестандартно.

«Кино – это чудо, и, если вы делаете кино – значит, вы на это чудо надеетесь», – так эмоционально начала свою речь Раиса Фомина, продюсер, соучредитель и генеральный директор агентства «Интесинема», чья тема звучала как «Продвижение российских фильмов на международных рынках и кинофестивалях». 

Основным посылом всего выступления лектора было обратить внимание всех желающих на выход на международный рынок с российскими фильмами, насколько это тяжелый и непредсказуемый бизнес. В качестве убедительных доводов она поделилась несколькими историями из своего богатейшего опыта, о том, как она с боем «пропихивала» фильмы Звягинцева в конкурсные программы Каннского и Венецианского фестивалей, как ВОЗВРАЩЕНИЕ произвело фурор на европейскую публику, а от ЕЛЕНЫ чуть не отказались все серьезные отборщики вследствие интриг и стечения обстоятельств, как она собрала целый зал влиятельных продюсеров и прокатчиков посмотреть драму ПРОРВА Ивана Дыховичного, в которую безмерно верила, а в результате получила лишь одно предложение, и то ничтожное, как она делала бесконечные попытки, чтобы открыть миру творчество Алексея Балабанова, но за рубежом его так и не оценили, как, несмотря на свои наработанные годами связи и знакомства, каждый кинорынок ей приходится начинать все сначала, что каждый раз это калейдоскоп, который то складывается, то нет.

Российское кино не очень нужно на Западе, это необходимо признать, с этим надо смириться, мы можем заинтересовать иностранцев только фестивальными фильмами, у коммерческих пока шансов очень мало. «Но если любите кино – то пробуйте, действуйте, когда веришь в свои фильмы – то случаются чудеса», – подытожила свою речь Фомина.

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
Объявлен шорт-лист премии «Оскар» в десяти номинациях
Подробнее
Касса России: «Баба Яга спасает Новый год» поднялась на вершину проката
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Волшебники против богатырей: анализ грядущей «новогодней битвы»
Подробнее
Кассовый провал «Крейвена-охотника»: что пошло не так?
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Баба Яга спасает Новый год» уверенно возглавила прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 19–22 декабря
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Кузя» почти догнал «Огниво», а «Братья» – «Зятя»
Подробнее
Названы самые популярные у российских пиратов фильмы в 2024 году
Подробнее
«Беларусьфильм» просит Фонд кино профинансировать около 20 фильмов
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» дополнил программу новыми сериалами и аниме
Подробнее
«Ручная кладь» показала лучший старт для оригинальных фильмов Netflix в 2024 году
Подробнее
ИРИ открыл прием заявок на участие в Национальной премии интернет-контента
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги 2024 года
Подробнее
Американская касса: «Крейвен-охотник» показал худший старт среди проектов Marvel от Sony
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 19–22 декабря 2024 года
Подробнее
Генеральный продюсер Metrafilms запустил производственную компанию в Ирландии
Подробнее