«Дистрибьюторская лаборатория 2015»: День четвертый
Международные рынки и другие способы продажи прав
Четвертый день образовательного форума «Культбюро» был очень насыщенным. Ведущие эксперты в области телевидения, медиа-рынка, кинопроката и международной дистрибьюции поделились с участниками лаборатории своими секретами успешных продаж и продвижения фильмов.
Первая лекция, которую читала Ольга Филипук, директор по контенту онлайн-кинотеатра ivi.ru, была посвящена российскому VoD-рынку: его истории и перспективам. С момента запуска ресурса Ivi.ru в 2010 году диджитал-рынок успел превратиться в серьезный бизнес, начинающий уже догонять телевидение по объему рекламы и все больше привлекающий правообладателей, как дополнительный вид сбыта прав.
«Глупо говорить, что мы не съели DVD-рынок, мы его съели – это правда» – призналась Ольга и объяснила, что это закономерно, когда отмирает дополнительное устройство, и что пользователь в своем стремлении сократить путь до интересного контента отказывается от лишних девайсов. Все должно быть доступно, к этому российских зрителей приучили... пираты. Пиратов же можно поблагодарить и за то, что, в отличие от американских аналогичных сервисов, на которых фильмы появляются через несколько месяцев после кинопремьеры, на ivi.ru окна открытия прав составляют от 1,5 до 4 недель после старта в кинотеатрах.
На вопрос от слушателей о возможных конфликтах с кинопоказчиками, Ольга поделилась аналитическими данными, доказывающими, что аудитории онлайн и обычных кинотеатров разные. «Это тот пул людей, которые по тем или иным причинам не ходят в кино. Наши зрители старше, это в основе своей люди, которым комфортнее посмотреть кино дома, чем сидеть в кинотеатре рядом с тинейджерами, жующими попкорн».
Также Ольга отметила позитивную динамику в развитии платного VoD в России, что все больше и больше людей приучаются платить за просмотр фильмов, что раньше казалось невозможным.
Немалые надежды, по словам Ольги, представители медиа-отрасли возлагают сейчас на новый антипиратский закон, который должен вступить в силу уже с 1 марта 2015 года и должен будет облегчить процедуру закрытия нелегальных площадок.
Закончила свое выступление Филипук, проанонсировав амбициозные планы Ivi.ru на собственное производство контента, детали которого компания планирует раскрыть ближе к маю.
Следующий спикер, Константин Афоничев, представляющий программную дирекцию ВГТРК, начал с признания: «С моим мнением может быть не все согласятся, но я считаю, что наш «ящик» находится в тупике. Он перестал выполнять образовательные и познавательные функции. Осталась только функция информационная, и то приходится серьезно конкурировать с интернетом».
Далее Константин довольно подробно и детально объяснил, как формируется программная сетка на примере телеканала «Россия 2», по какому принципу закупается контент, как правильно позиционировать свой канал, и дал представление об основах контрпрограммирования.
Несмотря на значительный отток рекламодателей в последнее время, Афоничев нашел повод для оптимизма и в этой ситуации. «Кризис – это возможность избавиться от всего лишнего. По причине отсутствия денег просто не будет создано много ненужного».
Продолжил рассказ о том, как устроено телевидение, и следующий гость, генеральный директор ТНТ, Игорь Мишин, который дал представление студентам, как и на чем строится имидж самого эффективного российского телеканала. По его твердому убеждению, ТНТ цепляет свою аудиторию (14-44), потому что совершенно точно знает ее вкусы и предпочтения. «ТНТ – это не просто чисто поржать, это сатира на современные нравы, у нас шутки не только ниже плинтуса, но еще и выше головы».
Среди главных событий, определивших успех канала в прошлом году, Игорь назвал проект «Танцы», собственное производство киносериалов, для которого канал привлек самых актуальных режиссеров: Валерию Гай Германику, Петра Буслова, Бориса Хлебникова и многих других и запуск воскресного ночного слота «Открытый показ», где демонстрируются лучшие образцы артхаусного, фестивального кино. «Мы рискнули, пошли на этот эксперимент, ожидая, что доля будет в районе 8%. В итоге же получили где-то 14-15%, что означает 700-800 тысяч человек на показ».
На вопрос из зала, как программные директора ТНТ принимают решения о запуске того или иного проекта, Мишин рассказал, что в их команде уже с давних пор существует одна очень хорошая традиция: «традиция запускать шедевры». Если есть хоть какие-нибудь сомнения в качестве продукта, продюсеры будут переделывать, переписывать, перемонтировать до тех пор, пока это не превратится в совершенство.
Интересно было узнать планы ТНТ на ближайшее время: это спинофф «Нашей Russia» – «Бородач», 2-й сезон мелодрамы «Сладкая жизнь», 3-й сезон «Физрука», а также следующий за ним полный метр под рабочим названием ФИЗРУК СПАСАЕТ РОССИЮ.
Следующая лекция проходила при помощи скайпа, так как продюсер и дистрибьютор Мила Розанова не смогла прилететь в Москву. На своем мастер-классе Мила объяснила, как иностранные картины попадают на территорию России, как независимые прокатчики закупают права на международных рынках, и как представлены в нашей стране мэйджорские студии.
Пошагово разобрав весь механизм взаимоотношений между западными правообладателями и российскими закупщиками, Мила подробно остановилась на таком не очень знакомом для нашего рынка явлении, как предпродажи. Иностранные продюсеры еще на этапе разработки дорогих проектов выставляют их на так называемые pre-sales проверить, смогут ли они отбить запланированные бюджеты. Ключевым партнерам с каждой территории представляется неготовый еще фильм в виде идеи, сценария и, возможно, каста с просьбой его оценить. Если продюсеры в итоге получают нужную сумму – проект запускают в производство, если нет – вносятся корректировки. Данная практика пока не применяется в нашей стране, но, есть надежда, что это просто вопрос времени. Закончила свою речь Мила пожеланием будущим дистрибьюторам научиться мыслить нестандартно.
«Кино – это чудо, и, если вы делаете кино – значит, вы на это чудо надеетесь», – так эмоционально начала свою речь Раиса Фомина, продюсер, соучредитель и генеральный директор агентства «Интесинема», чья тема звучала как «Продвижение российских фильмов на международных рынках и кинофестивалях».
Основным посылом всего выступления лектора было обратить внимание всех желающих на выход на международный рынок с российскими фильмами, насколько это тяжелый и непредсказуемый бизнес. В качестве убедительных доводов она поделилась несколькими историями из своего богатейшего опыта, о том, как она с боем «пропихивала» фильмы Звягинцева в конкурсные программы Каннского и Венецианского фестивалей, как ВОЗВРАЩЕНИЕ произвело фурор на европейскую публику, а от ЕЛЕНЫ чуть не отказались все серьезные отборщики вследствие интриг и стечения обстоятельств, как она собрала целый зал влиятельных продюсеров и прокатчиков посмотреть драму ПРОРВА Ивана Дыховичного, в которую безмерно верила, а в результате получила лишь одно предложение, и то ничтожное, как она делала бесконечные попытки, чтобы открыть миру творчество Алексея Балабанова, но за рубежом его так и не оценили, как, несмотря на свои наработанные годами связи и знакомства, каждый кинорынок ей приходится начинать все сначала, что каждый раз это калейдоскоп, который то складывается, то нет.
Российское кино не очень нужно на Западе, это необходимо признать, с этим надо смириться, мы можем заинтересовать иностранцев только фестивальными фильмами, у коммерческих пока шансов очень мало. «Но если любите кино – то пробуйте, действуйте, когда веришь в свои фильмы – то случаются чудеса», – подытожила свою речь Фомина.