Сентябрьский прорыв
БК подводит итоги месяца
Итог № 1
Как в старые добрые времена
Событие: Отличные сборы ДЮНЫ и ВЕНОМА 2, последовательно установивших стартовые рекорды постковидной эры, хорошие результаты кинокомикса ШАН-ЧИ И ЛЕГЕНДА ДЕСЯТИ КОЛЕЦ и мелодрамы ПОСЛЕ. ГЛАВА 3, а также достойная работа в длину мультфильма БОСС-МОЛОКОСОС 2 и фантастического экшна ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ напомнили игрокам рынка о временах, когда деревья были выше, трава – зеленее, а зрителей в кинотеатрах – больше.
Вывод: После начала снижения градуса борьбы с коронавирусной инфекцией, которое можно было наблюдать с конца июля, киноиндустрии понадобилось около месяца, чтобы войти в полноценный рабочий ритм. Этому способствовало появление на экранах голливудских блокбастеров, идеально подходящих под запросы отечественной аудитории, а также в целом относительное спокойствие в информационном поле, приуроченное к выборам в Государственную Думу. Как мы неоднократно подчеркивали ранее, именно такое сочетание необходимо для возвращения зрителей в кинотеатры.
Что дальше: По части репертуарного наполнения октябрь пока выглядит несколько слабее сентября, но и в этом месяце игрокам рынка будет что предложить аудитории. Прежде всего это шпионский экшн НЕ ВРЕМЯ УМИРАТЬ, мультфильмы СЕМЕЙКА АДДАМС: ГОРЯЩИЙ ТУР и НЕИСПРАВИМЫЙ РОН, а также исторический эпик ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ. Другое дело, что в информационном поле в октябре вряд ли все будет спокойно. Дисциплинированно дождавшись окончания электорального цикла, коронавирус вновь пошел в атаку, увеличивая количество заболевших. А значит, опять пришла пора риторики про ужесточение мер борьбы с инфекцией – в том числе путем введения QR-кодов. К чему это привело в Европе, мы уже писали. Да и первые шаги в этом направлении в нашей стране, серьезно испортившие ожидания от летнего бокс-офиса, также еще свежи в памяти.
Итог № 2
Ты просто космос
Событие: Несмотря на суперуспешный старт кинокомикса ВЕНОМ 2, все-таки главным релизом сентября стала ДЮНА. Ее сборы уже перевалили отметку в 1,3 млрд рублей, превысив кассу ФОРСАЖА 9.
Вывод: В последние годы сентябрь перестал быть «пустым» месяцем. Достаточно вспомнить, каких результатов добивались в этот период времени фильмы хоррор-франшизы ОНО. Аудитория ДЮНЫ оказалась еще больше, поскольку, помимо традиционного для жанра молодежного сегмента, включала в себя более возрастных зрителей, являющихся поклонниками литературного первоисточника. Обычно в сентябре в кинотеатры достаточно трудно привлечь возрастного зрителя, обремененного хлопотами на загородных участках и отправкой детей в учебные заведения. Но в данном случае своим масштабом и событийностью новинке это хоть отчасти, но удалось. Кроме того, следует отметить, что после ДЮНЫ имя Дени Вильнева превратилось в бренд для российского зрителя – есть все основания полагать, что теперь он для самой широкой отечественной аудитории в одной лиге с Кристофером Ноланом и Стивеном Спилбергом.
Что дальше: Следующий сентябрь пока вновь в большей степени нацелен на поклонников хорроров. В графике релизов присутствуют новая экранизация романа Стивена Кинга, новый продюсерский проект Джеймса Вана и еще целый ряд представителей данного жанра.
Итог № 3
Артхаус приуныл
Событие: В сентябре на экраны вышло значительное число артхаусных проектов, ставших заметными событиями на крупных международных фестивалях. Однако ни громкие призы, ни восторженные отзывы прессы не стали катализаторами, способными сделать из таких проектов значимые события по части кассовых сборов. Вряд ли прокатчики картин ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ, РАЗЖИМАЯ КУЛАКИ, ДЕЛО, ИВАН ДЕНИСОВИЧ и ТИТАН в полной мере удовлетворены результатами своих детищ.
Вывод: Мы уже отмечали, что российский зритель стал более избирателен по отношению к подобным проектам, четко определяя для себя грань между зрительским арт-мейнстримом со всеми его особенностями и спецификой и чисто фестивальным артовым кино, в большей степени нацеленным на высоколобое жюри и немногочисленных эстетов. Другое дело, что эстетов в постковидную эпоху в кинотеатрах стало меньше – есть подозрение, что значительная часть этой публики радостно обосновалась в онлайне, где и потребляет предназначенные для нее утонченные зрелища. А для более или менее широкой аудитории событийность фильмов, отмеченных на фестивалях, чем дальше, тем больше ставится под вопрос, потому как для некоторых смотров сейчас более важны не художественные достоинства картин, а второстепенные вопросы: сняты они мужчиной или женщиной, поднимаются ли в них социальные, политические, гендерные или расовые проблемы и так далее. Отсюда и все более увеличивающаяся пропасть между тем, что становится суперуспешным на киноконвентах, и тем, на что зрители готовы купить билеты.
Что дальше: Судя по графику релизов ближайшего времени, отечественной аудитории дистрибьюторы предложат практически весь артовый репертуар международных киносмотров этого года. Самой яркой по части потенциального бокс-офиса среди этого пакета виделась новая работа Пола Верховена ИСКУШЕНИЕ – потому что при всей своей специфике фильм представляет собой авторский арт-мейнстрим. Однако по известным причинам с релизом возникли сложности. Представителям же артовой фестивальной продукции в ближайшее время скорее всего придется непросто.
При поддержке Фонда кино
13.10.2021 Автор: Семен Брожитов