top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Отскочили?

Прогноз на первое полугодие 2021 года

Прошлогодний материал, посвященный анализу потенциала новинок российского проката первой половины 2020 года, назывался «Игра на понижение». Конечно, тогда мы не предполагали, что главным событием на отечественном рынке станет весенне-летний локдаун, а описывали формирующийся негативный тренд. Сейчас о повторении сценария 2020 года даже не хочется думать. Надеемся, что темпы вакцинации и снижающийся уровень заболеваемости COVID-19 не подтолкнут власти к резким шагам в этом направлении. Мы же по традиции постараемся обозначить самые громкие релизы первых месяцев нового года и возможности индустрии ликвидировать произошедший обвал.

ЯНВАРЬ

Прошлогодний январь принес российским кинотеатрам 7,715 млрд рублей. Из них 3,19 млрд были заработаны после завершения праздников. По окончании «новогодней битвы» на отечественные экраны вышло семь картин, итоговые сборы которых преодолели на внутреннем рынке отметку в 100 млн рублей. В нынешнем году по итогам января отставание от графика прошлого года увеличится. Главной надеждой кинотеатров после «новогодней битвы» стал мультфильм ДУША, который продемонстрировал лучший посткарантинный старт среди зарубежных релизов и теперь способен отлично поработать в длину. Тем более для семейного кино наличие пиратских копий играет гораздо менее значимую роль, чем для молодежных и фанатских проектов. Тут дело даже не столько в самой по себе «пиратке», сколько в отрицательном «сарафане», который она запускает. Именно с этим связана осторожная оценка перспектив ОХОТНИКА НА МОНСТРОВ, чей рейтинг на «КиноПоиске» на момент написания этого текста составляет 5,7 балла из 10-ти. Следующим по кассе релизом января должен стать ДЬЯВОЛ В ДЕТАЛЯХ. Дэнзел Вашингтон и в одиночку мог бы вытащить этот криминальный триллер, а в данном случае ему помогут Джаред Лето и Рами Малек, так что аудитория у проекта должна быть солидная.

ФЕВРАЛЬ

В 2020-м последний зимний месяц принес кинотеатрам 5,268 млрд рублей. В феврале вышли два самых кассовых фильма прошлого года среди картин, стартовавших после «новогодней битвы» – ЛЕД 2 и ДЖЕНТЛЬМЕНЫ. Февраль 2021 года пока выглядит слабее по кассовому потенциалу – говорить о сокращении отставания от прошлогоднего графика здесь просто не приходится, особенно после переезда на сентябрь комедии ПРАБАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ. Наиболее перспективными в этом месяце видятся семейные проекты и российские комедии, хорошо подходящие к насыщенному праздниками периоду.

МАРТ

В марте прошлого года российский кинопрокат заработал 2,68 млрд рублей. Причем фактические ограничения в своей работе он начал ощущать уже с 20-го числа. А психологически информационный фон о наступлении коронавируса оказывал влияние на аудиторию с начала месяца. Именно март 2021-го может стать отправной точкой, с которой кинопрокат начнет подтягиваться к графику прошлого года. Благо способствующий этому контент имеется. Отрадно, что он во многом будет нацелен на молодежную и семейную аудитории. Здесь, правда, стоит отметить, что на некоторых датах конкуренция за зрительское внимание будет даже излишне высокой. Особенно напряженным в этом смысле выглядит уикенд 4 марта – из-за перегруженности даты одноплановыми релизами существует вероятность того, что ни один из них не выработает свой кассовый потенциал полностью. Конкуренция со стороны Голливуда у российского кино в первом полугодии будет не самой высокой, многие даты более или менее свободны. Так что в подобной кучности нет никакой необходимости.

АПРЕЛЬ

В апреле 2020-го российский прокат находился в состоянии локдауна. А вот апрель 2021-го обещает несколько интересных релизов. Даже с учетом переезда новой части франшизы о Джеймсе Бонде и постапокалиптического хоррора ТИХОЕ МЕСТО 2 сильный отечественный контент дает шанс кинотеатрам заработать. Прежде всего, конечно, речь идет о кинокомиксе МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР, драме ЧЕРНОБЫЛЬ и комедии СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. Хотя и здесь не все так просто, поскольку велика вероятность, что СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ также переедет на более позднюю дату. Из зарубежных релизов выделим экшны МОРТАЛ КОМБАТ и НИКТО.

МАЙ

По традиции, на май приходится начало сезона голливудских блокбастеров. И российские кинопроизводители особенно на этот период не рассчитывают. Хватает Голливуда в графике релизов и на сей раз. Вопрос только в том, выйдут ли все эти фильмы. Если да, то отечественный (да и мировой) кинопрокат оживет. Если нет – в расписании кинотеатров преимущественно останутся небольшие независимые релизы.

ИЮНЬ

Аналогичная ситуация и с июнем. Месяц практически полностью отдан на откуп Голливуду. А будет ли он в это время работать? Конечно, до начала сезона блокбастеров еще достаточно много времени. Но отечественной киноиндустрии было бы неплохо заранее обдумать план Б на случай, если студии-мейджоры вновь начнут менять даты выхода своих потенциальных хитов.

Резюмируя, можно предположить, что в первом квартале киноиндустрии предстоит потерпеть, а вот с апреля ситуация может постепенно начать улучшаться. Однако судьба отечественного кинопроката не находится в его собственных руках – многое будет зависеть от перезапуска Голливуда. Российские кинопродюсеры традиционно предпочитают игнорировать первые месяцы сезона блокбастеров. И если раньше это компенсировалось изобилием американских хитов, то сейчас гарантировать их появление в стандартном количестве нельзя.

При хорошем раскладе, если все заявленные ключевые релизы останутся на своих местах, по итогам первого полугодия валовые сборы российского кинопроката могут составить порядка 19,5 млрд рублей, что на 24,6% больше, чем год назад. Сокращение отставания начнется в апреле, а в мае сборы 2021 года обгонят график 2020-го.

Однако такой расклад кажется все-таки маловероятным. Если точка зрения сторонников усиленной борьбы с ковидом в США возьмет верх, то сезон блокбастеров в этом году будет сорван, и график ближайших релизов ждет еще как минимум одна перетряска. А без находящихся в группе риска голливудских проектов отечественному прокату к середине года будет трудно обогнать график 2020-го. При этом теоретически сохраниться в графике релизов могут фильмы, выпуск которых предполагается одновременно в кинотеатрах и на стриминге – речь в первую очередь о проектах Disney и Warner Bros.

Если говорить о доле российского кино при обоих вариантах, то до весны этот параметр будет идти примерно по одному графику. Затем в оптимистичном варианте (то есть при сохранении на рынке всей блокбастерной продукции) доля российского кино начнет снижаться. К концу первого полугодия она может составить порядка 39,3% (7,682 млрд рублей). Если прокат останется без больших американских хитов, то доля отечественной продукции достигнет 47,9% (7,282 млрд рублей). По итогам первого полугодия 2020-го этот показатель был равен 52,7% (8,261 млрд рублей).

На графиках также хорошо видно, как в случае ухода голливудского кино с началом сезона блокбастеров будут снижаться валовые сборы кинопроката по причине отсутствия замещающего российского контента, который в той или иной степени присутствует в первые месяцы года. Это и есть одна из главных проблем отечественного рынка.

Надеемся, что реальная картина окажется хотя бы в интервале между прагматичным и оптимистичным вариантами, и ко второму полугодию валовые сборы 2021-го все-таки превзойдут график 2020-го. С формальной точки зрения подготовка мировой экономики к началу выхода из глобального локдауна завершается. В крупнейших странах началась вакцинация, которая в определенный момент может позволить правительствам заявить о снижении угрозы коронавируса. С другой стороны, мы уже не раз наблюдали, что ситуация с инфекцией не укладывается исключительно в медицинские рамки, поэтому нужно быть готовыми и к самому пессимистичному развитию событий.

При поддержке Фонда кино


12.02.2021 Автор: Семен Брожитов

Самое читаемое

Первое место занял экшн «Пчеловод» с Джейсоном Стэйтемом

Названы самые популярные у российских пиратов фильмы в 2024 году

Подробнее
Выход картин запланирован на 2028 и 2029 годы

«Буратино» обзаведется двумя продолжениями

Подробнее
В тройке также оказались «Елки 11» и «Братья»

Касса четверга: «Домовенок Кузя» стал лидером проката

Подробнее
Церемония вручения состоится 31 января в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм»

Премия «Золотой Орел» объявила номинантов

Подробнее
доступ запрещен