Как здорово, что все мы здесь сегодня продались
Как на российский прокат повлияет закупочная деятельность зарубежных онлайн-платформ
В 2021 году сразу несколько крупных российских кинопроизводителей объявили об успешных сделках с Netflix и HBO. Мультфильм ГАНЗЕЛЬ, ГРЕТЕЛЬ И АГЕНТСТВО МАГИИ стал первым анимационным полным метром в линейке Netflix Originals, следом в эту же категорию попали СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ, ставшие первым игровым фильмом. Затем на Netflix появились МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ и КОРОЛЕВА. В свою очередь HBO приобрел МАШУ для показа на ТВ и ХАНДРУ для платформы HBO Go в Восточной Европе. Такие события мы привыкли воспринимать как прорывные для индустрии. В апреле стало известно, что Netflix заказал 1-2-3 Production производство сериала «Анна К» и предположительно еще одного проекта, а компании «Русское» – сериала о 90-х. Попутно выяснилось, что ведущие российские продюсерские компании активно предлагают стриминг-гиганту свои проекты на самых ранних стадиях готовности. При этом с рынком знакомится не только Netflix, но и представители HBO Max и Apple. БК попытался разобраться, не приведет ли активная закупочная деятельность зарубежных онлайн-платформ к дефициту привлекательного национального контента в российских кинотеатрах.
АМБИЦИИ НА ЭКСПОРТ
Прежде всего необходимо понимать, что начавшаяся экспансия Netflix на российский рынок – это борьба за довольно большой сегмент аудитории. «В России есть 100 миллионов человек, в той или иной форме смотрящие контент, – рассказывает генеральный директор компании «Экспоконтент» Александра Модестова. – Выходя на рынок, Netflix руководствуется конкретным фактом: в России на телевидении и платформах больше всего смотрят отечественный, а не зарубежный контент. Netflix проанализирует запросы нашей аудитории и будет действовать в зависимости от выводов. Сейчас стриминг купил разнообразные проекты. Компания быстро разберется, что смотрят у нас и будут ли это смотреть за рубежом». Покупка и производство локального контента является глобальной стратегией Netflix по привлечению аудитории на разных рынках. При этом у купленных Netflix локальных проектов есть шанс заинтересовать и мировую аудиторию. Этот онлайн-гигант – первый серьезный игрок рынка аудиовизуального контента, допустивший, что не только американские фильмы и сериалы могут вызывать интерес у широкой мировой аудитории, подчеркивает Александра Модестова.
Продюсер Петр Ануров подтверждает, что на рынке прямо сейчас идут переговоры отечественных продакшнов с зарубежными платформами. «Наши авторы и сценаристы движимы понятным желанием быть замеченными этими платформами и получить доступ к их производству и базам подписчиков, – объясняет он. – Преждевременно говорить, что это как-то кардинально повлияло на рынок и изменило традиционные формы дистрибуции. Не так много готовых проектов куплено, еще меньше – запущено и еще меньше из запущенных объявлено. Но, безусловно, определенное смещение фокуса интереса и внимания творческих людей произошло. Профессионалов будоражат и манят звонкие бренды зарубежных платформ и возможность сделать для них презентацию. Для игроков, добившихся определенного успеха в работе с отечественными платформами и контентом, это качественно новый вызов».
Появление западных платформ на российском рынке и их интерес к русскоязычному контенту считает большим прорывом продюсер кинокомпании «Водород» Александр Андрющенко. «Возможность работать русскоязычным контентом на международную аудиторию дает огромный шанс российским кинематографистам. Это новые условия игры, которые не были возможны раньше. Мы все думали, что можем выходить на международную аудиторию, делая только англоязычный контент. Теперь мы можем снимать кино о том, в чем разбираемся, а именно – о нашем мире, культуре, быте, героях. И показывать это кино всему миру», – поясняет он.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМЕШАЕТ?
На лидерском питчинге Фонда кино стало известно, что Netflix интересуют не только сериалы и готовые фильмы, но и еще не снятые проекты. Продюсер Рубен Дишдишян сообщил, что представители стриминга пригласили «Марс Медиа» провести в июне презентацию ВОЛАНДА. И в данном случае взаимоотношения крупных зарубежных ОТТ-сервисов с российскими продакшнами начинают играть совсем новыми красками. Если продюсеры на ранней стадии презентуют подобные ВОЛАНДУ проекты, нельзя исключать варианта развития событий, когда все права на фильм могут уйти Netflix – и ожидаемые крупнобюджетные картины будут выходить на стримингах, а не на больших экранах. Конкретно с ВОЛАНДОМ такие предположения скорее всего преждевременны. В конце концов, компании могут обсуждать производство сериала или продажу готового фильма с правом выпустить его в прокат в России. Но это частный случай, тогда как обычная практика совсем иная: везде в мире Netflix показывает купленные фильмы на своей платформе без выхода в кинотеатрах. И Россия вряд ли станет исключением.
Пока стриминговый гигант находится в инвестиционной фазе развития, его финансовые возможности кажутся неограниченными, особенно когда речь идет о рублевой зоне. Для наращивания библиотеки и для усиления преимуществ на новых рынках Netflix, а вслед за ним и другие зарубежные платформы в силу дешевизны локального контента смогут скупать его пакетами. Тут действует очень простая арифметика. Если принять сборы ХОЛОПА в российском прокате за предельные и перевести их в доллары, получится сумма около $40 млн. Является ли она непосильной для платформы? Тем более если вычесть долю кинотеатров, расходы на маркетинг и долю дистрибьютора, ее можно смело разделить на 2,5. Иными словами, из-за невысокой стоимости кинопроизводства в России локальный контент превращается в привлекательный продукт для Netflix, если отвечает каким-то стандартам качества. Прекрасно известно, что эти стандарты не являются недостижимыми, поскольку в библиотеке стриминга представлен контент, с которым российское кино вполне может конкурировать.
Уже сейчас российские производители начали говорить о том, что с 2020 года изменилась арифметика при выпуске релизов с невысоким производственным бюджетом. Гендиректор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин во время международного форума «Российский кинобизнес» сообщил, что доля онлайна и международных продаж в структуре доходов некоторых проектов с бюджетом не более 150 млн рублей стала занимать такой уровень, что выходом в российский прокат можно пренебречь, чтобы не рисковать средствами на маркетинг. Предположения, что некоторые мало- и среднебюджетные фильмы с большой долей вероятности будут появляться сразу на платформах, циркулируют давно. Но сейчас впервые именно крупнобюджетный проект вызвал заинтересованность стриминга с фантастическими финансовыми возможностями. В худшем случае это грозит потерей интересного качественного контента для российских кинотеатров – его купят для онлайна еще до того, как продюсеры успеют прикинуть свою потенциальную прибыль от выпуска в прокат.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
По существу, единственным препятствием для исхода крупнобюджетных проектов на Netflix будет то обстоятельство, что почти все они снимаются при участии средств Фонда кино. Выход в национальный прокат – обязательное условие получения субсидии. Производителям, решившим связать судьбу своего фильма с зарубежным стримингом, либо придется возвращать госфинансирование, либо все-таки выпускать его на большом экране. Очень важно в этой ситуации, какую позицию займет Фонд кино. Если стоит задача просто заработать и повысить узнаваемость бренда «российское кино», то фонд может войти в гарантированно окупаемый проект, который при этом минует прокат. Если цель остается прежней – нарастить долю росcийского кино в прокате, то придется отдельно прописывать, что поддержанные государством проекты не могут привлекать средства зарубежных платформ на их условиях.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Еще один момент, который наводит на размышления определенного толка: в России существует не так много продюсерских компаний, способных выдавать продукт высокого качества. Повышенный спрос со стороны заказчиков уже сейчас вызывает рост стоимости производства. Также не безграничен объем контента, который продюсеры могут производить. Если вдобавок к этому Netflix ангажирует ведущие продакшны, а также режиссеров и актеров, кто будет производить фильмы для всех остальных? Понятно, что появятся новые игроки, так как востребованность контента открывает окно возможностей для молодых и амбициозных продюсерских компаний. Но это не моментальный процесс – они придут не сразу, и им потребуется время, чтобы зарекомендовать себя.
Именно поэтому становится абсолютно понятным желание компании «Централ Партнершип» заключить эксклюзивное соглашение со студией «Кинослово». В рамках сделки ЦПШ получает право первой рассматривать все полнометражные проекты продюсерской компании. Похоже, подобные эксклюзивные договоры дистрибьюторов и местных онлайн-кинотеатров с продакшнами, сценаристами, режиссерами и актерами вскоре станут рядовым явлением. За последнюю пару лет на рынке не однажды объявляли о подобных контрактах. В прошлом году студия Петра Анурова по производству сериалов «Медиаслово» подписала first-look deal с видеосервисом «КиноПоиск HD». Актер Александр Петров в 2019-м заключил эксклюзивный контракт на два года с Art Pictures Studio и «Водородом» (что, однако, не помешало ему сыграть главную роль в фильме ДЕКАБРЬ Клима Шипенко, в свою очередь подписавшего соглашение с Yellow, Black and White). Теперь эксклюзивные договоры касаются и дистрибуции. Вероятно, это не последняя сделка, когда крупнейшие производители контента будут заключать first-look deal с прокатчиками. В декабре прошлого года Sony Pictures стала эксклюзивным дистрибьютором фильмов кинокомпании СТВ. Хотя и до этого на рынке существовало множество устоявшихся партнерств – к примеру, многие российские производители постоянно работают с ЦПШ, фильмы Art Pictures или «Водорода» выпускает только Sony Pictures. Различие в том, что это были браки без печати в паспорте. Теперь, похоже, пришло время узаконить подобные моногамные отношения – чтобы зарубежный жених не сманил.
В неоднозначной позиции оказываются и российские онлайн-кинотеатры. Им не только приходится бороться за аудиторию с крупнейшим стримингом, теперь эта конкуренция будет касаться и контента. Если лучшие локальные проекты будет скупать Netflix, что останется им? Тут опять же можно обезопасить себя заранее заключенными эксклюзивными соглашениями с продакшн-компаниями. Или призвать к помощи государство. Ассоциация «Интернет-видео» (объединяет видеосервисы IVI, Okko, Megogo, Amediateka, Start и другие) уже написала в Роскомнадзор письмо с просьбой проверить Netflix и включить его в реестр аудиовизуальных сервисов. По данным ассоциации, аудитория российского Netflix превышает 100 тысяч пользователей в день, а значит, он должен войти в официальный перечень видеосервисов. Входящие в него платформы должны зарегистрировать отдельное юрлицо и хранить данные российских пользователей на территории страны. Наверняка следом появятся новые законодательные инициативы. Тут надо учитывать, что потенциальный объем российского рынка для зарубежных платформ, конечно, привлекателен, но не настолько, чтобы они ввязывались в противостояние с государством. Так что эксклюзивные контракты пополам с протекционистской политикой властей могут как минимум отсрочить массированное наступление зарубежных онлайн-гигантов на российский рынок.
«Иностранные сервисы, обладая фактически неограниченными бюджетами, могут платить в несколько раз больше, чем российские игроки. Они способны перекупать проекты, сценаристов, режиссеров, продюсеров, – говорит генеральный продюсер Yellow, Black and White Денис Жалинский. – Сейчас это больше касается сериального контента, и это ощутят на себе прежде всего эфирные холдинги и онлайн-кинотеатры.
Но интерес к покупке кино у западных игроков также растет, и со временем, вероятно, им станут интересны эксклюзивные премьерные права. Поэтому, если процесс оставить без должного контроля, для российского кинопроката возникают определенные риски». По мнению Жалинского, необходима более прозрачная система индустриального взаимодействия между кинотеатрами, студиями и платформами. Возможно, регулирование на государственном уровне, закрепление графика премьер. По такой схеме работают, например, многие американские платформы, которые заранее договариваются друг с другом и с кинотеатральными сетями об окнах.
При этом ведущие российские продюсеры заявляют, что не намерены отказываться от проката даже при наличии интереса к их проектам со стороны иностранных платформ, а кинотеатральные сети пока не видят угрозы своей работе из-за планов зарубежных стримингов. «Без кино мы не останемся, – уверен директор по маркетингу объединенной сети «Кино Окко» Сергей Кузенцов. – Рынок OTT-сервисов в России уже достаточно сложившийся, и выход новых игроков скорее будет влиять на доли игроков внутри онлайн-сегмента. Существенно изменить распределение киносмотрения между онлайном и офлайном выход новых игроков вряд ли сможет». С ним солидарна Ирина Туманова, директор по маркетингу сети «Киномакc»: «Развитие цифровых сервисов не может не оказать влияния на традиционный кинопоказ. Думаю, что мы в ближайшем будущем увидим некий тренд на разделение контента на кинотеатральный и создаваемый специально для онлайн-площадок, и каждое кино найдет своего зрителя. Из кинотеатров, возможно, уйдут не зрелищные фильмы и, наоборот, появится больше релизов, интересных для просмотра именно в зале кинотеатра, на большом экране или даже в форматах IMAX, D-BOX, Dolby Atmos».
Чтобы российским кинематографистам было интереснее работать для российского кинопроката, а не для западных платформ, необходимо создать конкурентные условия, считает Александр Андрющенко. «Институты, поддерживающие кинопрокат, должны будут активизироваться и предлагать кинематографистам другие условия. Все-таки кинопрокат, на мой взгляд, – это другой формат и другой жанр, он работает по другим законам, нежели платформенные, многосерийные истории, – объясняет он. – Кинокомпания «Водород» делает одновременно большое семейное зрелищное прокатное кино и в то же время – сериалы для платформ. Если никто из игроков рынка и финансирующих институтов не будет озабочен кинопрокатом и условия будут несоизмеримые, то это станет проблемой. Художников интересуют актуальные темы, острота, возможность рассказывать истории, которые они хотят показать на большом экране, и именно в этом платформы предлагают более интересные условия. Поэтому нужно пересмотреть правила игры в большом кинопрокате и предлагать лучшим творческим людям более паритетные условия, чтобы не уступить в этой конкуренции. И тогда все с кинопрокатом будет хорошо».
Как бы то ни было, предвидеть последствия ухода больших полнометражных проектов прямиком на стриминги – будь то зарубежные или отечественные картины – отрасли необходимо прямо сейчас. В индустрии сегодня много говорят о том, что правила игры меняются. Но чтобы остаться в этой игре, важно умение просчитывать стратегию хотя бы на несколько шагов вперед.
При поддержке Фонда кино
04.06.2021 Автор: Рая БАШИНСКАЯ, Дмитрий НЕКРАСОВ, Никита НИКИТИН