Минимальная гарантия
Возможно ли ввести минимальный порог стоимости билета?
Несмотря на то, что нынешний уровень средней цены кинобилета в России (272,8 рубля по итогам первого полугодия 2021 года) является историческим максимумом, стоимость похода в кино в стране по-прежнему относительно низка – даже если сравнивать ее с соседями по СНГ, где уровень жизни ниже. Одной из причин такого положения вещей стали демпинговые войны между отдельными кинотеатрами и сетями. Аналитики БК пришли к выводу, что «справедливая» средняя цена билета в кино в России должна составлять около 360 рублей. Но как достичь этого показателя, не распугав зрителя резким повышением цен? Возможно, один из вариантов – назначение минимального порога стоимости билета, который, понятно, должен быть разным в регионах страны с различным достатком. Выясняем, насколько юридически и этически возможно внедрение такой практики.
ТРАСТ, КОТОРЫЙ ЛОПНЕТ
Не секрет, что большинство кинотеатров в данный момент работает в крайне неблагоприятных условиях, балансируя на грани рентабельности. К неуклонному росту инфляции и издержек добавляется неутешительная ситуация в кинопрокате. Повторные коронавирусные ограничения (пусть и не самые строгие) вызывают отток аудитории, на что накладываются не самые лучшие показатели сборов конкретных фильмов. ЧЕРНАЯ ВДОВА, КОСМИЧЕСКИЙ ДЖЕМ, БРОСОК КОБРЫ – эти проекты не смогли в полной мере раскрыть свой кассовый потенциал. Продолжать надеяться на будущие сильные релизы и привлекать зрителей демпингом в столь непростых условиях – путь к закрытию. На этом настаивает бывший генеральный директор сети «Формула Кино» Юрий Кириллов: «Неадекватно низкая цена кинобилета – это признак отчаяния, который безошибочно указывает на крайне плачевное финансовое состояние бизнеса, близкое к банкротству. Яркий пример тому – киносеть «Люксор», которая лет пять назад жестко демпинговала в Питере и таким же образом действовала в Рязани, где был переизбыток кинотеатров. Но демпинг, как показывает история, – не лучшая стратегия выживания. Владельцы так и не смогли спасти «Люксор» от краха, и никому другому не удавалось выжить за счет демпинга. Сейчас всем кинотеатрам тяжело. Наверное, многие задумываются о радикальном снижении цены, чтобы хоть как-то привлечь напуганного пандемией зрителя, но это плохая идея. Более того, если все игроки разом опустят цену в два-три раза, то это погубит всю отрасль».
Стоит признать, что для игроков рынка настал момент отказаться от агрессивных ценовых войн. Одним из выходов может стать в каждом конкретном городе договориться внутрицеховым образом о минимальной цене билета. Пока таких примеров на рынке нет, но конкретные локальные случаи внутриотраслевой солидарности вполне способны положить начало общей практике, которая может ощутимо преобразовать рынок.
Примерами сфер, где действуют официально установленные МРЦ (минимальные и максимальные рыночные цены), являются рынки алкоголя и табачных изделий. Впрочем, понятно, что подобное решение диктуется спецификой самих товаров. Минимальные цены введены здесь самим государством с целью борьбы с теневой составляющей бизнеса. Предполагается, что за счет МРЦ создается среда для здоровой конкуренции, стимулируются доходы легального сектора и сбор налогов. При торговле более полезными товарами или услугами скоординированная установка минимальных цен участниками рынка, к сожалению, будет отсылать к практике картельных сговоров. В любой рыночной экономике попытка игроков, контролирующих значительную часть рынка, влиять на цену с целью ее повышения вызывает небезосновательно повышенное внимание антимонопольной службы. Иными словами, в отличие от рынка алкоголя, минимальный порог цены на кинобилет нельзя будет оформить юридически – только в рамках своеобразного джентльменского соглашения. Но готовы ли будут российские кинотеатры тщательно соблюдать условия этого соглашения, если оно всерьез встанет на повестку дня?
ВЕЧНЫЙ ВОПРОС
Каждая конкретная площадка или сеть в разные периоды времени может оказываться по разные стороны баррикад в вопросе регулировки цены. И все же отдельных примеров взаимовыгодных скоординированных действий игроков по управлению ценой мы можем найти немало. Яркий пример тому – Новый год, когда показчики могут себе позволить диктовать свои условия потребителю. Впрочем, вне праздников кинотеатры как раз вынуждены подстраиваться под зрителя. Можно вспомнить случаи, когда демонстраторы в том или ином городе или регионе объединялись и обращались к дистрибьюторам с просьбой урезонить наиболее активно демпингующего конкурента. Нередко прокатчики шли в этих случаях навстречу и отказывали площадке в контенте.
Также есть аспект бизнес-модели кинотеатра, в котором давно напрашиваются скоординированные игроками действия по регулированию. Как известно, ту часть средств, которую кинотеатры не получают от продажи билетов, они компенсируют за счет концешна. Кинобары – то место, где никогда не будет демпинга, там цены на товары в два-три раза выше обычных. Стоимость продукции фудбаров увеличивается постоянно, и вот как раз здесь заложена та нехватка, которая возникает от продаж билетов по привычным большинству зрителям ценам. Другой источник дополнительного дохода – продажи 3D-очков на соответствующие сеансы. За счет этих и других хитростей средняя цена билета не растет, но кинотеатры получают прибыль от дополнительных продаж. «По-хорошему цены на билеты надо поднять, а на концешн – снизить, привести их к балансу. И как раз об этом имело бы смысл договориться крупным игрокам, – отмечает представитель крупной киносети, решивший остаться анонимным. – Но делать это нужно очень плавно и осторожно, иначе зрители возмутятся. Если какая-то одна сеть так поступит, никто не заметит снижения цен на попкорн и газировку, но все заметят повышение стоимости кинобилетов. Баланс цен между билетами и баром помог бы снять с повестки инициативу о запрете проноса еды в кинозал, который противоречит закону о правах потребителя. Но рынок уже сложился именно таким образом, что сделать это даже аккуратно будет крайне затруднительно».
ГОЛОС РЫНКА
В прошлый раз мы отмечали, что кинотеатры рано или поздно перейдут к повышению стоимости услуг. В разных регионах рост должен будет сопровождаться собственной спецификой, но если участники рынка станут действовать скоординировано, эта специфика как раз может быть ощутимо нивелирована. Главное, чтобы процесс проходил максимально плавно и не вызывал раздражение публики.
Опрошенные БК представители кинотеатров идею введения минимальной цены билета в целом не одобряют. Как заверил БК Юрий Кириллов, киносети конкурируют между собой на рыночных условиях и не готовы заключать какие-либо пакты: «Игроки рынка просто следят друг за другом ежеминутно и моментально реагируют. Тут нет никакого резона демпинговать или, наоборот, искусственно завышать цену. Все крупные игроки по умолчанию придерживаются принципа паритета цен. Так работают рыночные механизмы, и не только в кинобизнесе». В том, что разговоров об искусственно сформированной минимальной цене билета внутри отрасли не велось раньше и не ведется сейчас, нас заверили представители сразу нескольких киносетей.
Для небольших же региональных игроков невысокий уровень цен по-прежнему остается краеугольным фактором бизнес-модели. Так, например, считает коммерческий директор ООО «Кино» Андрей Сальников, который все же был вынужден повысить цены на билеты в своих кинотеатрах в июне в среднем на 50 рублей: «Кино должно быть доступным развлечением, иначе народ просто устроит бунт. Если билет в кино будет дороже бутылки водки, народ выберет второе. Мы рискуем превратиться в элитарный клуб, теряется та составляющая бизнеса, которая больше всего и работает. Недаром самым маржинальным бизнесом сейчас являются магазины дешевых товаров типа «Фикс Прайс». Это еще и часть бизнес-модели. То есть если бы бизнес позволял повышать цены на билеты в кино, то никого из владельцев кинотеатров было бы не остановить».
Руководитель киносети «Премьер Зал» Владимир Петелин в разговоре с БК отметил, что проблема минимальной цены актуальна, но ее регулирование не выглядит правильным и первоочередным решением всех проблем: «Игрокам лучше озаботиться, как повысить спрос, а высокий спрос уже сам все отрегулирует по уровню цены». Как бы то ни было, понятно, что ценовой вопрос в ближайшее время останется одним из самых животрепещущих для отрасли – и ответить на него можно только коллегиально.
При поддержке Фонда кино
20.08.2021 Автор: Никита НИКИТИН, Дмитрий НЕКРАСОВ