Код будущего
Ожидания отрасли накануне локдауна
Локдаун, хочется верить, завершится 7 ноября, но уже очевидно, что антиковидные ограничения в ближайшее время никуда не денутся. Введение подтверждающих вакцинацию QR-кодов при посещении кинотеатров представляется наиболее вероятным развитием событий. Вместе с экспертами разбираемся, как скоро рынок адаптируется к подобного рода новшествам и как это скажется на функционировании отрасли.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ
За последнее время наряду с введением нерабочих дней ряд регионов России один за другим активно внедряет обязательное использование QR-кодов для доступа на отдельные объекты. Ограничения касаются посещения торговых центров, фитнес-клубов, кафе, ресторанов и других мест, связанных с обслуживанием населения, кое-где – и кинотеатров. В частности, в Санкт-Петербурге с 8 ноября в кинозал можно будет пройти только по QR-коду. Решения о введении тех или иных антивирусных мер главы регионов принимают сами и ориентируются в этом на правительство Москвы.
Тем временем, по данным близких к власти источников Forbes, в мэрии Москвы разрабатываются сценарии продления локдауна, которые будут зависеть от темпов роста заболеваемости. По информации инсайдеров, власти обсуждают несколько вариантов: по одному из них, карантин будет продолжаться до 15 ноября, по другому – до 1 января 2022 года. При этом в оперштабе по борьбе с ковидом заявили, что не планируют продлевать ограничения после 7 ноября.
Вместе с тем в медиа появились сообщения о том, что бизнес ратует за принудительную вакцинацию как альтернативу локдауну. Источники издания Ura.ru сообщают, что столичный Роспотребнадзор после консультаций с представителями бизнеса предоставит мэрии план по отказу от жесткого локдауна после нерабочих дней. По словам собеседников издания, вместо закрытия предприятий и компаний предлагается ввести тотальную систему QR-кодов. Этот вопрос будет обсуждаться на совещании с участием мэра Сергея Собянина и вице-мэра Анастасии Раковой. Предполагается, что вход в магазины, кинотеатры, на мероприятия и даже в метро будет открыт лишь для привитых горожан по QR-кодам. Кроме того, по сообщению «Коммерсанта», администрация президента планирует перезапустить кампанию по пропаганде вакцинации. Предыдущая признана неэффективной из-за недостаточного внимания к регионам и слишком агрессивной агитации – фокусе на угрозе смерти, а не на положительных преимуществах вакцинации. В этот раз эксперты рекомендуют властям четче провести логическую связь между отменой коронавирусных ограничений и статусом привитого.
НЕЗДОРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Сбудутся ли прогнозы инсайдеров, мы узнаем уже скоро, а пока точно известно, что в нерабочие дни в Москве прекратили работу кинотеатры и другие предприятия сферы услуг, спорта, культуры, отдыха и развлечений. При этом исключение составили театры и музеи, заполняемость которых не должна превышать 50%, а посетителям нужно иметь QR-код и носить маски. После 8 ноября и до улучшения эпидемиологической ситуации москвичи смогут посещать концертные, развлекательные, культурные, зрелищные, спортивные и прочие мероприятия с одновременным присутствием более 500 человек только с использованием QR-кодов. Организаторам мероприятий с числом участников менее 500 человек также рекомендуется принять аналогичные решения. Так как ничего более конкретного в постановлении по поводу кинотеатров нет, можно сделать вывод, что введение QR-кодов для кинопоказа пока носит неопределенно рекомендательный характер. Театры и музеи также продолжат работать по QR-кодам, а максимальную заполняемость повысят до 70%.
Однако если заболеваемость будет высокой, а темпы вакцинации низкими, более решительное введение QR-кодов нельзя исключать и в кинотеатрах. Тем более что идея ввести такие коды в музеях и театрах Москвы носит не краткосрочный, а длительный характер. «90 процентов музеев и театров – это государственные организации, которые и сегодня финансируются за счет бюджетной поддержки. При падении рыночных, внебюджетных доходов государство всегда поддерживает эту отрасль. Поэтому можно посмотреть, как введение QR-кодов в этой сфере будет работать без ущерба доходам граждан. Мы вводим там QR-коды не на период нерабочих дней, а на длительную перспективу. Эта мера не связана с нерабочими днями», – рассказал мэр Москвы Сергей Собянин в интервью телеканалу «Россия 1».
По словам мэра, QR-коды применялись для роста числа привитых и для того, чтобы люди постепенно привыкали к неизбежности вакцинации. «Нет смысла в ведении QR-кодов на одну или две недели, систему требуется вводить на длительный период, как минимум на полгода. И не в какой-то отдельной отрасли, скажем, в общепите, а во всех отраслях сферы услуг», – уверен мэр. Вместе с тем Собянин отметил, что такие меры необходимо вводить дозированно, спокойно и с учетом господдержки предпринимателей, так как летом в Москве они привели к существенному падению доходов бизнеса. Система QR-кодов вводилась в столице на три недели – с 28 июня по 19 июля. Она действовала для кафе и ресторанов и была отменена после настойчивых просьб владельцев точек общепита. По их данным, после введения QR-кодов доходы заведений обрушились на 50–90%. При этом количество вакцинированных в стране на тот момент составляло 27%.
На сегодняшний день в России, по данным портала Gogov.ru, первую прививку против коронавируса получили 53,9 млн человек (36,9% населения), полностью вакцинированы 47 млн человек (32% населения). За последнюю неделю темпы вакцинации выросли на 73,1% к прошлой неделе. С такой скоростью 60% населения будет вакцинировано через 102 дня. И через 46 дней – 60% взрослых граждан. Особенно сильно выросли темпы вакцинации после объявления нерабочих дней. На этой неделе Сергей Собянин заявил о том, что объем вакцинации в Москве увеличился в четыре раза с конца августа. Тем не менее ситуация с коронавирусом в городе остается напряженной. В столице на 14 октября сделали прививку 39,5% от всего населения (47,7% от взрослого), в Московской области на 27 октября – 49,3% (61,4% от взрослого), в Санкт-Петербурге на ту же дату – 37,5% (45,5% от взрослого).
В отношении ограничительных мер в виде посещения кинотеатров только по QR-кодам Ассоциация владельцев кинотеатров четко сформулировала свою позицию. «Ответственность тех, кто обязан был своевременно принимать меры по стимулированию вакцинации, не может быть переложена на предприятия сферы обслуживания и услуг. Ни кинотеатры, ни театры, ни фитнес-центры, ни предприятия общественного питания не виноваты в низких темпах вакцинации населения, – считают в АВК. – Если всеобщая вакцинация, по мнению руководителей регионов, – единственный способ остановить пандемию, и для достижения
этой цели необходимо вводить какие-либо ограничения по QR-признаку, тогда необходимо вводить их везде, за исключением социально значимых объектов: аптек, небольших продуктовых магазинов и рынков, некоммерческого общественного транспорта. Иначе возникает ощущение, что именно в кинотеатрах, музеях и театрах распространяется какой-то особый, очень опасный вирус, и требуются дополнительные меры борьбы с ним». По заявлению АВК, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны разработать и реализовать реальные меры поддержки (в виде, например, субсидий, льгот по ЖКХ или льгот по налогам в местный и региональный бюджеты) в отношении предприятий, ограничение на услуги которых используется в качестве мер стимулирования темпов вакцинации населения. Для предприятий сферы обслуживания, пускающих посетителей исключительно по QR-кодам, должны быть сняты любые ограничения по заполняемости, социальной дистанции и использованию средств индивидуальной защиты как для зон, свободных от COVID-19.
«Ни кинотеатры, ни рестораны, ни другие предприятия сферы услуг не должны заниматься проведением государственной политики по вакцинации. Это задача государства в национальном масштабе, – поддерживает АВК гендиректор comScore в России и СНГ Роман Исаев. – Некорректно перевешивать эту ответственность на предпринимателей и из-за очевидного провала государства ставить бизнес под еще одну, более серьезную угрозу полного краха и банкротства».
ФРАНЦУЗСКИЙ ВЕСТНИК
Как введение QR-кодов повлияло на кинопоказ, можно оценить, изучив опыт Франции, население которой вакцинируется без большой охоты. В декабре 2020 года 61% французов были противниками прививки от коронавируса. Для сравнения: в Великобритании таких граждан насчитывалось 23%. В середине июля, когда хотя бы первым элементом вакцины были привито уже 54% населения, правительство Франции объявило о введении QR-кодов для посещения кинотеатров, спортивных мероприятий, ресторанов, баров, торговых центров, ночных клубов, на перемещение в поездах дальнего следования и при длительных перелетах. Это вызвало возмущение в обществе, вылившееся в дискуссии в прессе с обвинениями президента Эммануэля Макрона в диктатуре и продолжительные многотысячные демонстрации на улицах крупных городов.
Введение санитарных паспортов неминуемо вызвало падение посещаемости кинотеатров. Число зрителей открывшихся в мае площадок достигло пиковых значений с выходом КРОЛИКА ПИТЕРА 2 (сборы уикенда составили $26 млн, посещаемость – 3,4 млн зрителей), а с введением санитарных паспортов опустилась по итогам августа примерно на 40%. Но надо также иметь в виду, что в то время голливудские релизы практически не выходили в прокат. Со стартом ДЮНЫ в сентябре началось восстановление, которое продолжается до сих пор: посещаемость держится на уровне 2 млн человек на уикенде, сборы – $12–16 млн. Правительство до сих пор не отменило своего решения. В итоге на сегодняшний день 78% французов получили как минимум первую дозу вакцины.
У программного директора фестиваля российского кино в Онфлере Елены Дюффорт своя точка зрения на то, как санитарные паспорта повлияли на посещаемость во Франции. «На мой взгляд, это не основная причина снижения посещаемости. Более того, с санитарным паспортом лично я чувствую себя в кинотеатре безопасней, – признается она. – По результатам сентября этого года посещаемость во Франции снизилась приблизительно на 20 процентов по сравнению с сентябрем 2019-го. Около 30 процентов французов говорят, что стали реже ходить в кино. Причем среди тех, кто ходил в кино раньше хотя бы раз в год, эта цифра составляет 49,8 процента. Были проведены опросы, по результатам которых выяснилось, что снижение посещаемости зрители объясняют прежде всего необходимостью носить маски и потерей привычки ходить в кинотеатр, а также недостаточным числом интересных фильмов и слишком высокой ценой билета. 16 процентов зрителей, ходивших в кино раньше, по крайней мере, один раз в год, говорят, что предпочитают домашний просмотр. Только 15 процентов из тех, кто раньше ходил в кино, по крайней мере, раз в год, заявили, что им мешает пойти в кинотеатр отсутствие вакцины». Госпожа Дюффорт, ссылаясь на исследование Harris Interactive, проведенное в начале сентября, говорит о том, что после локдауна в кино не вернулся 51% тех, кто раньше хотя бы раз в год покупал билет. «Для концертных залов эта цифра составляет 73 процента, для театров – 75 процентов. В музеи вернулось только 40 процентов посетителей. Но самое неприятное в результатах этого исследования то, что более трети опрошенных и не собирается возвращаться в людные места, по крайней мере, в обозримое время. 52 процентов опрошенных заявляют, что боятся заболеть, 74 процента предпочитают посещать места на свежем воздухе, а не закрытые залы, 24 процента французов (32 процента в возрасте до 35 лет) говорят, что их устраивает просмотр фильмов онлайн», – продолжает она.
По словам Елены Дюффорт, в общей сложности кинотеатрам во Франции за все время простоя была оказана помощь в размере около 180 млн евро. Благодаря финансовой поддержке ни одна площадка во Франции не закрылась из-за последствий кризиса. С момента открытия кинотеатров было констатировано снижение посещаемости, и в сентябре 2021 года им выделили дополнительно 34 млн евро для преодоления последствий введения санитарных пропусков. Из них 27 млн пойдут на помощь заведениям кинопоказа, а 7 млн предназначены на поддержку проката фильмов, выпущенных в период существования санитарных пропусков. Потери кинотеатров в связи с сокращением посещаемости после введения санитарных паспортов оценены в первый месяц приблизительно в 7 млн непроданных билетов. «Источником огромного беспокойства для кинотеатров является введение санитарных пропусков для молодежи в возрасте до 18 лет, площадки просят отменить эту меру. Но в настоящий момент эти пропуска являются одним из серьезных стимулов для вакцинации, поэтому отменять их не будут», – говорит Дюффорт.
Паспорта здоровья были введены в ряде стран Европы, включая Германию и Италию, не вызвав при этом такого активного сопротивления, как во Франции. Еще в апреле Дания ввела паспорт здоровья для доступа граждан в рестораны, спортивные центры и парикмахерские. В сентябре, когда количество вакцинированных достигло 86% среди населения старше 12 лет, правительство страны отменило эти паспорта. Во Франции подобный документ планируют отменить в ноябре. В то же время Испания (там привито 81,3% жителей) и Великобритания (73,3%) достигли высоких результатов без принудительного введения ковид-паспортов.
КОДОВОЕ СЛОВО
По сравнению с европейскими странами уровень вакцинации в России существенно более низкий. В Европе и США привито около 60–80% населения, а это значит, что с большой долей вероятности локдаунов в этих странах больше не будет. Следовательно, не будет и переносов кинотеатральных релизов. В России же, вероятнее всего, крупные проекты будут переноситься в ожидании возобновления приемлемой работы кинопоказа. А кинотеатры ожидает период скудных сборов и низкой посещаемости. Его продолжительность напрямую зависит от эпидемиологического состояния в стране и показателей вакцинации. По мнению главы АВК Олега Березина, полный локдаун для кинотеатров лучше, чем работа с QR-кодами, так как в такой ситуации можно хоть как-то договориться с арендодателями и сотрудниками.
«Введение QR-кодов на территории муниципальных образований уже привело к падению посещаемости на 70–80 процентов. Полное закрытие выгодно только тем малым предприятиям, которые могут получить какую-то минимальную поддержку, – рассказывает гендиректор сети «Киномакс» Дмитрий Нартов в интервью Forbes. – Наша компания не относится ни к малым, ни к средним. Мы большие, никакой поддержки у нас скорее всего не будет. И это ужасно, потому что только-только бизнес начал налаживаться. Каждый раз при введении ограничений мы сталкиваемся с колоссальной проблемой. Мне нужно убеждать арендодателей, что мы не можем изменить ситуацию, и каждый раз я прошу изменений условий аренды на этот период. И благо многие соглашаются, практически все идут нам навстречу. Но каждый раз это довольно сложная работа, потому что все закредитованы. Закрытие на неделю приводит к тому, что мы получаем громадную дыру в денежном потоке и потом восстанавливаемся не менее двух-трех месяцев. У нас есть подозрения, что некоторые муниципальные власти продлят локдаун до декабря, не меньше. Это значит, что мы откатимся по выручке на полгода назад и разругаемся со всеми партнерами».
«До настоящего времени наши обороты были в среднем на 30 процентов ниже, чем в 2019 году. Новые ограничительные меры сводят все усилия по привлечению аудитории в киноцентры к нулю, – добавляет директор по маркетингу сети «Киномакс» Ирина Туманова. – Наша работа в регионах, где на нас возложено обязательство по обеспечению пропускного режима по QR-кодам, практически парализована. Выручки там стремятся к нулю, падение показателей в среднем составляет 75–80 процентов. Пока не закончится пандемия и не будут сняты ограничения, ничего хорошего, к сожалению, индустрию не ждет. Хочется быть оптимистами, но в текущей действительности это очень проблематично».
Директор по маркетингу объединенной сети «Формула Кино» и «Синема Парк» Сергей Кузнецов сообщает, что по текущим результатам кинотеатров, где уже введены QR-коды, падение составило от 35% и выше, в зависимости от региона. «Если коды введут после локдауна повсеместно, это даст от минус 30 процентов выручке. Все будет зависеть от темпов вакцинации и, главное, от релизов в прокате. Далее мы еще больше усилим отставание от допандемийного уровня», – говорит он.
«Посещение площадок исключительно по QR-кодам практикуется уже в большинстве регионов нашего присутствия – например, в Казани, Екатеринбурге и Сургуте, – сообщают в пресс-службе «КАРО». – Такая мера значительно снижает трафик и приносит большие убытки. Эти обстоятельства провоцируют дистрибьюторов переносить релизы, что дополнительно осложняет положение. Однако даже эта мера выглядит продуктивно на фоне введения локдауна и полной парализации работы кинотеатров на главных кинорынках».
Пока перенос релизов коснулся только ближайших проектов – ВЕЧНЫЕ, ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ, ДОМ GUCCI и ПРОШЛОЙ НОЧЬЮ В СОХО экстренно сдвинулись вперед, вызвав перегрузку на некоторых уикендах. Теперь не только проекты мейджоров конкурируют друг с другом на датах в конце ноября и начале декабря, но и в каждый уикенд выходит по 16–19 релизов. «В случае введения QR-кодов после локдауна под ударом окажутся все фильмы, выходящие в прокат, но в первую очередь – релизы независимых дистрибьюторов, – рассуждает представитель крупной сети кинотеатров на условиях анонимности. – Во-первых, из-за того, что студийные блокбастеры уплотнились в прокатной сетке, независимым остается все меньше места. Во-вторых, менее событийное кино явно станет менее привлекательным для зрителя. К тому же есть ощущение, что по семейный проектам удар также придется сильнее». По прогнозам собеседника БК, студийные релизы будут выходить в прокат – пусть даже с ограничениями. А вот отечественные фильмы вполне могут взять паузу до отмены QR-кодов. «Оценить масштабы снижения интереса с потенциальным введением QR-кодов крайне сложно, – продолжает анонимный представитель киносети. – Но мы морально готовы к самым печальным последствиям – по крайней мере, в первые дни и недели уж точно. Если же нам придется уходить в «новогоднюю битву» с QR-кодами, то для всей отрасли это станет страшным ударом». Кстати, еще одним любопытным следствием локадуна стало то, что мультфильм КОЩЕЙ. НАЧАЛО 28 октября одновременно стартовал в кинотеатрах и на платформе «КиноПоиск HD». Впервые в гибридном формате вышел крупный российский релиз, предназначавшийся к выходу в широкий кинотеатральный прокат.
УКОЛЫ СОВЕСТИ
Кто же будет ходить в кинотеатры по QR-кодам? По данным исследования страховой компании ВСК, чаще всего прививку от ковида делает не молодежь, а люди в возрасте от 31 года до 60 лет. Их доля от общего числа вакцинированных составляет 60%. На втором месте возрастная группа от 51 года до 65 лет – 24% от всех привившихся. Доля людей от 19 до 30 лет достигает всего лишь 16%. Мужчины составляют 61% привитых. Среди причин, побудивших сделать прививку, люди называют страх перед болезнью, желание посещать общественные места и путешествовать, а также защитить своих близких от заболевания. Обязательная вакцинация студентов старше 18 лет объявлена уже как минимум в двенадцати регионах РФ.
Что касается подростков и QR-кодов, то в июне в Москве дети до 18 лет могли проходить в кафе и рестораны вместе с родителями, имеющими свидетельство о вакцинации. В правительстве Пермской области в октябре установили новые правила: дети до 14 лет смогут пройти в торговый центр только с родителями, у которых есть QR-коды, подростки от 14 до 18 лет должны предъявлять паспорта по просьбе контролеров. В Иркутской области и Санкт-Петербурге требование QR-кодов не распространяется на несовершеннолетних. В целом, как мы видим, решение о необходимости QR-кодов для лиц младше 18 лет принимают главы субъектов РФ. Они могут легким движением руки значительно сократить аудиторию кинотеатров.
Как бы то ни было, хоть какой-то свет в конце туннеля забрезжил. На этой неделе представитель Роспотребнадзора Санкт-Петербурга Ирина Чхинджерия назвала условия полного снятия антикоронавирусных мер. По ее словам, в городе сохранятся те или иные ограничения, пока не будет вакцинировано 80% жителей. Глава Удмуртии Александр Бречалов также заявил, что к привычной жизни республика вернется только после того, как привьются 80% ее жителей. Можно предположить, что уже при достижении цифры в 60% вакцинированных будут сняты самые жесткие ограничения. Поэтому пойти и сделать прививку сейчас – самый быстрый способ вернуться к привычному образу жизни.
По мнению главы сети семейных кафе «Андерсон» Анастасии Татуловой, государство провалило разъяснительную кампанию, а значит, пришло время вводить принудительную вакцинацию. «Я считаю принимаемые сейчас в регионах решения по кодам и «локдауну Шредингера» бесполезными и даже вредными, – рассуждает она. – Жертвы в виде мертвого бизнеса опять принесены впустую, активность в городах реально не будет остановлена, а это опять не дает результата в предотвращении распространения вируса. Значит, повтор будет и в январе, и в апреле, и летом. И снова, и снова. Люди не будут прививаться до тех пор, пока вакцинация не станет обязательной и коды не будут введены на жизненно важные отрасли и продукты: транспорт, покупку алкоголя, хозтоваров, окна выдачи интернет-заказов и «Макдональдса». Разъяснительная кампания провалена, дальше – только обязаловка. Обратного пути нет. Так пусть уже это решение будет. Введение кодов на «избранные» виноватые отрасли не стимулирует вакцинироваться непривитую часть страны. Мы видим это по данным из регионов, где падение выручки в отраслях с кодами такое же, какое было в Москве – более 80 процентов. Я считаю, что половинчатые решения только усугубляют проблему. Мы живем в этом уже полтора года. Есть много стран, где смертность от ковида достигла 4–10 человек в день, у нас же – больше тысячи».
При поддержке Фонда кино
08.11.2021 Автор: Рая БАШИНСКАЯ, Никита НИКИТИН, Дмитрий НЕКРАСОВ, Максим ОСТРЫЙ