Пятерка за фантастику
Итоги питчинга лидеров в Фонде кино
На прошлой неделе Фонд кино назвал список картин компаний-лидеров, которые получат финансирование в этом году. В него вошло десять из четырнадцати проектов, участвовавших в питчинге. «Лишние» сценарии возникли, видимо, по причине сокращения финансирования кинопроизводства – в 2021 году фонд распределит почти в два раза меньше средств, чем годом ранее. Не секрет, что именно раздача господдержки после лидерских питчингов определяет, каким будет ландшафт российского крупнобюджетного кино в ближайшее время. БК подготовил обзор потенциальных отечественных блокбастеров, которые призваны привлечь зрителей в кинотеатры в постковидную эпоху.
ЛИДЕРСКИЙ СЕКВЕСТР
В текущем году в работе Фонда кино произошли значительные изменения. Главой попечительского совета вместо Дмитрия Чернышенко стала вице-премьер Татьяна Голикова, в ведение которой перешла сфера культуры. Значительно изменились составы совета фонда, экспертного совета и сценарной рабочей группы. Обновилась методика отбора компаний-лидеров. Его ключевым критерием стало общее количество кинозрителей фильмов компании за последние пять лет. Однако изменения не повлияли на состав лидеров: в их число по-прежнему входят студия ТРИТЭ, «Дирекция кино», СТВ, Art Pictures Studio, «Централ Партнершип», Bazelevs; Yellow, Black and White, «Водород», «Марс Медиа» и 1-2-3 Production. Также ужесточились условия для получателей возвратных средств: их могут выделить компаниям, существующим не менее трех лет и выпустившим за последние пять лет как минимум два фильма. Также у компании и продюсеров не должно быть долгов перед Фондом кино.
Самое главное изменение коснулось финансирования кинопроизводства по линии Фонда кино – оно сократилось почти вдвое. С 2010 года фонд в среднем ежегодно распределяет около 3 млрд рублей. С 2019-го дополнительный миллиард выделяется на авторскую анимацию и семейное кино. В этом году на создание фильмов Фонд кино потратит 1,6 млрд рублей: между лидерами будет распределено 1,3 млрд, иным компаниям достанется 300 млн. Председатель совета Фонда кино, советник президента России по культуре Владимир Толстой прогнозирует, что из-за недостаточного государственного финансирования кинопрокат столкнется с дефицитом российских фильмов к 2023-2024 годам. При этом в Фонде кино и министерстве культуры ведется работа по увеличению объема финансирования и доведению его до уровня 2019-го.
Последствия сокращения бюджета отразились на лидерском питчинге. На очной защите было представлено наименьшее за последние годы число фильмов – четырнадцать. Поддержку получило и того меньше – десять проектов. По итогам лидерских питчингов в августе прошлого года защищалось 23 проекта: финансирование получило восемнадцать фильмов, пять заявок были отклонены. Годом ранее было поддержано четырнадцать проектов лидеров, еще три были отклонены. В 2019 году Фонд кино распределял на кинопроизводство 2,982 млрд рублей. Из них 1,765 млрд выделялись лидерам на безвозвратной основе, еще 428 млн – на условиях стопроцентного возврата.
ПОСТАПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ
Свои проекты представили восемь из десяти компаний-лидеров. На питчинге не было фильмов «Дирекции кино» и Yellow, Black and White. И если МОМЕНТ ИСТИНЫ от «Дирекции кино» уже не раз получал финансирование, то у YBW в подготовительном периоде находятся два больших проекта. Совместно с Первым каналом и госкорпорацией «Роскосмос» будет сниматься фильм ВЫЗОВ, а в партнерстве с «Союзмультфильмом» – игровая картина ЧЕБУРАШКА, где актеры будут взаимодействовать с нарисованным в компьютерной графике персонажем Эдуарда Успенского. Ранее Эдуард Илоян называл бюджет картины в пределах 750–800 млн рублей и говорил о планах заявить проект в Фонде кино. В прокате продюсеры планируют собрать не менее 1 млрд. Возможно, фильм еще появится на питчинге детского и семейного кино, финансирование которого осталось на прежнем уровне.
Каждый лидер защитил как минимум по одному проекту. Наибольшее число фильмов (3) представила компания 1-2-3 Production. При этом два из них, МЕТРО 2033 и РУССКАЯ ПЯТЕРКА, вошли в число самых крупнобюджетных проектов питчинга. В целом на нынешнем питчинге бюджеты большинства картин составляли более 500 млн рублей, а предполагаемые сборы, по оценке продюсеров, равнялись 1 млрд или превышали его. Восемь из четырнадцати будущих картин ранее не получали поддержку Фонда кино.
Самым крупнобюджетным проектом питчинга стал фильм «Марс Медиа» ВОЛАНД. На производство создатели планируют потратить 1,1 млрд рублей. Ранее продюсеры уже получили 250 млн, на этом питчинге запрашиваемая сумма составила 350 млн. В прокате планируют собрать свыше 1,5 млрд рублей. Проект ранее был известен как МАСТЕР И МАРГАРИТА, но с приходом режиссера Михаила Локшина и сценариста Романа Кантора создатели изменили концепцию картины. Теперь это не экранизация известного романа. Героем фильма станет писатель 30-х годов, прообраз Мастера, соединяющий в себе многие черты самого Булгакова. Любовная линия с Маргаритой станет центральной и будет завязана на Воланде, поскольку он позволяет героям быть вместе. Главные роли в проекте исполнят Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Фильм планируется к выпуску под Новый год в конце 2022-го.
Не менее амбициозным по бюджету выглядит фантастический приключенческий фильм КРАКЕН от студии ТРИТЭ. Режиссером и автором сценария стал постановщик военного экшна Т-34 Алексей Сидоров. Фантастическая картина расскажет о поединке советской атомной подлодки с морским чудовищем кракеном. События разворачиваются во времена холодной войны, и первоначально противостояние происходит между советскими и американскими подлодками. Несмотря на то, что это фантастика, создатели планируют снимать реалистичную картину о битве с монстром, а все драматургические ходы будут подчеркивать работу моряков, выполняющих свой воинский долг. Среди референсов называют военный триллер K-19 с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном об аварии на первой атомной советской подводной лодке. Кинокомпания разрабатывает проект совместно с «Марс Медиа».
Вообще отличительной чертой лидерского питчинга стало преобладание фантастического кино. Кроме КРАКЕНА, это еще четыре проекта – КРЫСОЛОВ, МЕТРО 2033, МИРА и СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Быть может, большое количество таких проектов тоже повлияло на решение совета фонда, исключившего из числа претендентов на финансирование МИРУ («Марс Медиа») и МЕТРО 2033 (1-2-3 Production).
В фантастическом экшне Art Pictures Studio КРЫСОЛОВ режиссер и автор сценария Алексей Мизгирев (ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ) попытается осмыслить пережитый человечеством опыт пандемии и локдауна. В основе фильма лежат реальные научные достижения по модифицированию человеческого организма для противостояния болезням. Коллизия связана с тем, что происходит в мире, где человеку не опасны болезни, но опасным становится он сам. По сюжету, спустя десять лет после мировой войны между гибридными людьми с отредактированным ДНК («крысами») и обычными смертными («крысоловами») отец ищет свою взрослую дочь. В картине будет много жанровых сцен, но также раскроется драма отношений отца и дочери, которая заявлена как самостоятельная и независимая экшн-героиня. Выход проекта запланирован на 2023 год.
Еще одним фантастическим фильмом, но про более дружелюбный мир будущего, станет проект компании «Водород 2011» СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Продюсеры верят, что это будет не последний их фильм по мотивам приключений Алисы Селезневой, героини популярных в советское время книг Кира Булычева и классического телефильма 80-х «Гостья из будущего». Сюжет у СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД знакомый – советские школьники вместе с Алисой из будущего с помощью миелофона, позволяющего путешествовать во времени, спасают галактику от космических пиратов. Режиссером проекта станет Егор Баранов (франшиза ГОГОЛЬ). Он постарается сохранить присущую книгам Булычева интонацию светлого и доброго приключения и совместить ее с тенденциями современного семейного кино через эстетику ретро-футуризма на основе 60–70-х. Бюджет проекта превышает 500 млн рублей. В прошлом году картине уже выделялась субсидия. В прокат кино должно выйти в конце 2022-го и собрать, по прогнозам продюсеров, около 1 млрд.
Что касается отвергнутых МИРЫ и МЕТРО 2033, то на них, разумеется, тоже рано ставить крест. Долгожданная экранизация книги Дмитрия Глуховского по его собственному сценарию расскажет о событиях, происходящих через двадцать лет после ядерного апокалипсиса. Последние выжившие прячутся в туннелях московского метро – самого большого на земле противоатомного бомбоубежища. Главному герою предстоит пройти опасный путь через подземный лабиринт, чтобы спасти не только родную станцию, но и предупредить человечество о новой смертельной угрозе. Режиссером картины, как и в случае со СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД, заявлен Егор Баранов. Бюджет – 700 млн рублей, предполагаемые сборы – 1,5 млрд. У Фонда кино продюсеры запрашивали 200 млн рублей (еще 250 млн – в 2022 году). В прокат картину планируется выпустить 1 января 2024 года, поэтому время для доработки и участия в следующих питчингах еще есть. Кроме того, продюсеры фильма Валерий Федорович и Евгений Никишов заявили о том, что он вызывает интерес у зарубежных игроков: несколько компаний уже предлагали войти в производство и купить проект для международной дистрибуции.
МИРА Дмитрия Киселева сочетает в себе черты семейной драмы и фильма-катастрофы. Проект расскажет про отношения отца, работающего на орбитальной космической станции, и его дочери-подростка, спасающей младшего брата и остальной мир во время метеоритного дождя. Бюджет картины составляет 500 млн рублей, потенциальные сборы – 1 млрд. Ранее проект уже получал финансирование. По поводу эстимейтов МИРЫ и в целом обилия крупнобюджетных пост- апокалиптических картин гендиректор Первого канала Константин Эрнст высказал критическое наблюдение, что аудитория в настоящее время избегает негативных эмоций. И нет предпосылок, что в ближайшее время произойдет смена настроений. «Мы с Антоном Златопольским занимаемся телевидением, поэтому сидим на ежедневном ответе, – заметил он. – В мире, где еще неизвестно сколько будет продолжаться пандемия, сложилась тяжелейшая, можно сказать, предкарибская международная обстановка. Не подзамучаете ли вы зрителей фильмами-катастрофами? По телевизору люди не хотят смотреть такое кино и вообще отрицают негативный материал. Если вы не будете это учитывать, миллиарда кассовых сборов не соберете, не надо обманывать ни фонд, ни себя. Не уверен, что люди в кинотеатрах в ближайшие годы будут рваться смотреть фильмы-катастрофы. Я думаю, что это значительное заблуждение периода стабильности и хорошего развития, когда все хорошо и хочется посмотреть что-то страшное. А когда страшного в жизни хватает, люди хотят смотреть в основном нечто благостное». Не исключено, что совет фонда внял опасениям маститого эксперта.
О том, что российским кинематографистам хорошо удаются научно-фантастические проекты, часто говорят международные закупщики контента. Зарубежные сборы ПРИТЯЖЕНИЯ и ВТОРЖЕНИЯ подтверждают интерес к российской научной фантастике и высокий международный потенциал такого контента. Фильм «Водорода», Art Pictures Studio и Hype Film СПУТНИК настолько заинтересовал голливудских продюсеров, что создатели картин БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ, ДЖОКЕР и ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН: РЕВОЛЮЦИЯ будут снимать англоязычный ремейк отечественного проекта. Однако производство в этом жанре обходится дорого. Поэтому продюсерские компании в данном случае не конкурируют, а сотрудничают друг с другом. Так, «Марс Медиа» не только производит собственный фантастический фильм МИРА, но и участвует в производстве КРАКЕНА вместе с ТРИТЭ и КРЫСОЛОВА с Art Pictures Studio.
ВОЙНА И СПОРТ
Стабильно интересной для лидеров киноиндустрии остается тема Великой Отечественной войны. Компания «Централ Партнершип» получила финансирование на создание фильма ПРАВЕДНИК. Для производства этого проекта объединятся ЦПШ, «ВайТ Медиа», студия ТРИТЭ и телеканал «Россия 1». Режиссером станет Сергей Урсуляк. Основанная на реальных событиях военная драма рассказывает о подвиге Николая Киселева, который вывел за линию фронта в Белоруссии триста стариков, детей и женщин еврейской национальности. Под командованием Киселева и в сопровождении нескольких партизан люди прошли более 1500 километров. Глава «Централ Партнершип» Вадим Верещагин уверен, что фильм станет большим событием не только в России, но и будет востребован у зарубежного зрителя. Выход картины в прокат ожидается в середине 2023 года. Интересно, что компания «Централ Партнершип» в прошлом году также подавала заявку на производство военной драмы, но финансирование тогда не получила.
Про современную войну расскажет поддержанный Фондом кино боевик ДЖОН (СТВ), режиссерский дебют Алексея Чадова. Главный герой не может адаптироваться к мирной жизни и снова отправляется на войну, чтобы спасти своего близкого друга и бывшего сослуживца. Продюсирует картину Сергей Сельянов, в прокат ее выпустит SPPR. Фильм уже получал финансирование от фонда в прошлом году.
Вместе с тем другой военный проект питчинга, шпионский приключенческий фильм БАНСУ (1-2-3 Production), остался в этот раз без субсидии Фонда кино. В прошлом году картина Павла Костомарова о поисках пропавшего советского пилота на Аляске летом 1943 года уже получала финансирование. Это вторая заявка от 1-2-3 Production в 2021-м, не одобренная советом фонда. Несмотря на пандемию, продюсерам удалось остаться в пределах заявленного бюджета – 300 млн рублей. Кассовые сборы прогнозируются на уровне 600 млн. На большие экраны картину выпустит в 2022 году компания «Каропрокат».
Очередной любимый российскими продюсерами жанр – спортивное кино. Его ярким новым образцом стала основанная на реальных событиях драма о советских хоккеистах в НХЛ РУССКАЯ ПЯТЕРКА (1-2-3 Production). Режиссером фильма станет Павел Костомаров. Сценарий написал Андрей Золотарев (ПРИТЯЖЕНИЕ, ВТОРЖЕНИЕ и ЛЕД). По словам создателей, это будет не просто картина о спортивной победе, а кино о людях, которых в СССР считали предателями, но которые подняли на недосягаемую высоту престиж советской школы хоккея и сделали многое для того, чтобы о русских на Западе перестали говорить в негативном ключе. В реализации проекта участвуют реальные хоккеисты. Основной блок съемок должен состояться в США или Канаде. Бюджет производства составляет 800 млн рублей. У Фонда кино запрашивали 250 млн (еще 300 млн – в 2022 году). Кассовые сборы прогнозируют на уровне 1,8 млрд рублей. Это самый амбициозный по эстимейтам проект питчинга.
Уже в третий раз финансирование Фонда кино получил проект студии ТРИТЭ, триллер ЧЕМПИОН МИРА. Картина Алексея Сидорова расскажет о шахматном матче между Виктором Корчным, сбежавшим за несколько лет до этого из СССР, и действующим чемпионом Анатолием Карповым, стремящимся отстоять свой титул. Создатели обещают захватывающую и эффектную историю с интригами и шпионскими страстями. Изначально бюджет фильма составлял 550 млн рублей, на прошлогоднем питчинге сообщалось о его увеличении. В 2019 году продюсеры получали от Фонда кино безвозвратные 350 млн, также финансирование было выделено в 2020-м. Это уже третий одобренный проект на нынешнем питчинге, в производстве которого участвует студия ТРИТЭ – больше нет ни у одного из лидеров.
ИШАК ПРОТИВ СОБАК
Российская анимация была представлена на питчинге двумя проектами, но финансирование получил только один из них. Речь о следующем фильме Тимура Бекмамбетова ХОДЖА НАСРЕДДИН. По сюжету, мудрец спасает ишака, и тот попадает к нему в услужение. Мультфильм будет снят по кукольному спектаклю, поставленному Бекмамбетовым в Театре Наций. Креативным продюсером проекта стал Терри Россио, написавший сценарий к ШРЭКУ, АЛАДДИНУ, ПИРАТАМ КАРИБСКОГО МОРЯ. Над саундтреком будет работать композитор Дэнни Элфман. В качестве референсов по сборам называют фильмы АЛАДДИН, КОНЕК- ГОРБУНОК и ШРЭК, по анимации – мультфильмы Pixar. Бюджет проекта составит 500 млн рублей, предполагаемые сборы – 1 млрд. В кинотеатрах картина появится весной 2024 года. При этом стоит отметить, что пока ни одному отечественному мультфильму не удалось покорить миллиардную планку сборов, а в последние три года и 500 млн рублей в кинотеатрах для российского контента являются почти недосягаемой высотой. Быть может, продюсерский и режиссерский азарт Бекмамбетова сможет сломить негативный тренд?
Не получила финансирование фонда анимационная картина БАРБОСКИН ДЭНС, вторая часть франшизы СТВ, выросшей из мультсериала. Сергей Сельянов отметил, что один из новых проектов его компании не прошел первичный отбор, и заявил, что хоть количество зрителей и является основным показателем оценки деятельности лидеров, также нужно учитывать и общий вклад в индустрию – развитие новых технологий, поддержку дебютов, новых жанров и в целом киноотрасли. «Философия лидерского дела шире показателей количества зрителей и сборов. Возможно, критерии отбора проектов в ближайшее время будут скорректированы», – предположил продюсер.
НАЗАД В СССР
В отличие от прошлого года, на нынешнем питчинге лидеры практически не представляли среднебюджетные проекты. Исключениями стали уже упомянутые ДЖОН и БАРБОСКИН ДЭНС, а также ПОДВИГ («Водород»). Режиссером последнего стал Алексей Смирнов, работавший над сериалом «Садовое кольцо», автором сценария – Анастасия Пальчикова (МАША). Фильм очень напоминает ФОРС-МАЖОР Роберта Эстлунда. Сюжет такой: семейная пара ужинает в ресторане, где происходит вооруженное нападение. Жена останавливает террориста и становится героем в СМИ, а поведение мужа оказывается неожиданным для него самого. Главные роли в картине играют Федор Бондарчук и Чулпан Хаматова. Дистрибьютором ПОДВИГА станет «Централ Партнершип». В этом году компания стала прокатчиком целого ряда лидерских проектов. ЦПШ не только ожидаемо выпустит все фильмы ТРИТЭ, но впервые заявлена дистрибьютором картин компаний «Водород» и Art Pictures КРЫСОЛОВ и СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Ранее проекты «Водорода» долгое время выпускала только Sony.
По итогам питчинга можно сделать вывод, что в ближайшие три года зрителей в кинотеатрах ждет яркое крупнобюджетное кино с любопытными сюжетами и большим объемом компьютерной графики. Но его будет немного. Сокращение финансирования в том числе в ближайшем будущем может привести к тому, что кинематографисты предпочтут обратить свое внимание на сериалы, переживающие сейчас бум. Тем более на российском рынке партнеров ищет Netflix. Интересно, как покажет себя со временем ставка продюсеров на фантастические картины. В случае, если Константин Эрнст окажется прав, то преобладающие в прокате постапокалиптические фильмы нечем будет подстраховать, так как лидеры не представили практически ничего в категории «кино хорошего настроения», позволяющего отвлечься от реальности – ни комедий, ни фэнтези, ни больших семейных проектов. Разве что за всех придется отдуваться фильму СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД в конце 2022-го и ХОДЖЕ НАСРЕДДИНУ еще через два года. А ведь самыми востребованными жанрами на рынке в постковидном 2021 году стали семейное кино (доля 22,9% от общих сборов), анимация (17,2%) и комедия (14,3%). Доля фантастики составила 9,1%. В 2019-м лидировали анимация и семейное кино (по 19,4% от общих сборов), экшн (19,3%) и фантастика (10,2%).
Стоит отметить, что практически по каждому фильму продюсеры говорили о потенциально высоком интересе на зарубежных рынках. Возможно, увеличением доли международных сборов в доходах продюсеров объясняется уход крупнобюджетного кино в фантастический жанр от патриотических тем военных и спортивных побед. Удивительным образом зарубежным продажам не только не помешает, но даже поможет то, что местом действия многих картин стал СССР. В связи с ремейком СПУТНИКА продюсер фильма Илья Стюарт говорил об интересе за рубежом к жизни в Советском Союзе. «Советская экзотика продается лучше всего. Мы сейчас в этом направлении разрабатываем множество проектов, поскольку есть гигантский спрос», – замечает он.
При поддержке Фонда кино
25.06.2021 Автор: Рая Башинская, Ольга Куликова