Базовые потребности
Об итогах форума аудиовизуального контента Key Buyers Event
На прошлой неделе в онлайн-формате прошел форум аудиовизуального контента Key Buyers Event, который организовала компания «Роскино» при поддержке Министерства культуры РФ, департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы и Агентства креативных индустрий. Целью форума, состоявшегося уже в третий раз, по-прежнему остается продвижение российского контента на международные рынки. И судя по озвученным в рамках KBE сделкам, отечественным компаниям есть чем похвастаться. БК рассказывает о самых важных событиях летнего бизнес-конвента.
РУССКИЙ IMDB ДЛЯ БАЙЕРОВ
Одной из главных новостей KBE стало заявление главы «Роскино» Евгении Марковой о том, что в 2021 году компания планирует запустить онлайн-базу российского аудиовизуального контента, которая станет аналогом IMDb. По задумке, в этой базе будет собрана вся информация об отечественной индустрии. Портал будет агрегировать сведения об игроках рынка, талантах, проектах на всех этапах производства. Также в планах лента новостей и другое информационное сопровождение. По словам Марковой, это будет уникальное, прозрачное и постоянно обновляемое руководство по российскому рынку для всех международных партнеров.
Эта новость вызвала много вопросов. Ведь, помимо IMDb, существуют их российские аналоги – «КиноПоиск», «Кинориум» и ряд других сайтов. Да, ни один из них не идеален. «КиноПоиск», долгое время бывший главным киносайтом страны для широкой аудитории, теперь развивается как онлайн-кинотеатр. Это не может не вызывать конфликт интересов между редакционным и мультимедийным разделами сайта. В то же время база данных «КиноПоиска» исправно пополняется и по-прежнему служит надежным источником для тех, кто ищет информацию о создателях тех или иных российских и зарубежных картин. Есть ли необходимость тратить внушительные финансовые и временные ресурсы на создание с нуля новой базы, когда имеется ряд уже готовых?
По косвенным признакам, впрочем, можно понять, что именно Маркова имела в виду: новое детище «Роскино» призвано стать аналогом не столько общедоступной IMDb, сколько ее платной ипостаси IMDb Pro. Этот ресурс работает по подписке и предоставляет возможность профессионалам рынка получить контакты агентов актеров, продюсеров и правообладателей, что позволяет связаться с интересующими кинематографистами. Годовая подписка на IMDb Pro стоит почти $150. Судя по всему, «Роскино» занимается созданием англоязычной базы российского аудиовизуального контента, который упростит зарубежным байерам навигацию в многочисленных и не слишком знакомых им тайтлах, а также при желании поможет связать потенциального зарубежного покупателя с российским продавцом. В этом случае все вопросы о возможной конкуренции с «КиноПоиском» и прочими отечественными кинобазами отпадают – проект «Роскино» направлен совсем на другую аудиторию и преследует иные цели.
Другое дело, что хотелось бы все же получить больше информации о сроках реализации проекта, его стоимости и форматах монетизации. Но эту информацию в «Роскино» пока озвучивать не готовы. По словам генерального директора компании comScore в России Романа Исаева, для оценки времени и ресурсов на создание платформы необходимо более четкое описание того, что планирует сделать «Роскино». Вероятнее всего, предполагает он, разработка платформы уже давно идет полным ходом, поэтому объявленные сроки запуска – до конца 2021 года – кажутся вполне реальными.
РУССКИЙ УЖАС С ИСПАНСКИМ АКЦЕНТОМ
Одним из хедлайнеров KBE стала компания «Централ Партнершип», объявившая о начале работы над первым англоязычным проектом. Совместно с латиноамериканской BF Films ЦПШ снимет хоррор ШИЗОФРЕНИК. Судя по синопсису, фильм немного напоминает малобюджетный дебютный проект Даррена Аронофски ПИ. Действие картины будет происходить в реальном мире, который зритель увидит глазами героя, страдающего психическими расстройствами. Как утверждают создатели, сценарий будет полон теорий заговора, измененного восприятия реальности и мрачных историй пациентов, страдающих шизофренией. Режиссера и актерский состав объявят позднее. Сценарий пишет Эрнани Перла (сериал «Присяжные»). Продюсеры проекта – Карлос Ансен и Джулиана Якобсен (BF Films), а также Вадим Верещагин («Централ Партнершип»). Старт производства запланирован на конец 2021-го – начало 2022 года. Дистрибуцией ленты в России займется «Централ Партнершип», в Латинской Америке – BF Distribution. На остальных территориях стороны будут реализовывать права совместно.
Вадим Верещагин назвал начало работы над ШИЗОФРЕНИКОМ новой главой в истории ЦПШ, а директор департамента международных продаж компании Катерина Пшеницына в разговоре с БК отметила важность латиноамериканского рынка для российских проектов: «В Латинскую Америку проданы все хорроры из нашего пакета (РУСАЛКА, ВДОВА, ПРИВОРОТ: ЧЕРНОЕ ВЕНЧАНИЕ и другие), много эпических блокбастеров (ЭКИПАЖ, ВИКИНГ, ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ), и также такие проекты, как ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ТРЕНЕР, ДЕВЯТАЯ, анимационная франшиза ФИКСИКИ». При этом несложно заметить, что в испаноязычных странах Нового Света именно российские фильмы ужасов становятся хитами – начиная с НЕВЕСТЫ и заканчивая недавней ВДОВОЙ. Российские хорроры хоть и испытывают спад интереса у зрителей внутри страны, но по-прежнему могут похвастать завидным показателем production value – особенно относительно фильмов других жанров. Иными словами, это недорогой, универсальный и не слишком рисковый продукт, поэтому выбор жанра и партнера для ЦПШ совершенно логичен. Не исключено, что компания в случае успеха первого проекта запустит другие фильмы ужасов на английском языке, ориентированные уже не только на латиноамериканскую аудиторию.
МУЛЬТЯШНЫЙ УСПЕХ
Другим направлением российского кино, пользующимся постоянным спросом за рубежом, уже давно стала анимация. Главная новость, связанная с ее международной судьбой, пришла на этой неделе уже вне рамок Key Buyers Event. Студия Animaccord, производящая мультсериал «Маша и Медведь», анонсировала появление в 2025 году одноименного полнометражного фильма. Компания объявила, что намерена привлечь к продвижению проекта кого-нибудь из крупных мировых дистрибьюторов. Проблем в данном случае возникнуть не должно – с учетом мировой известности бренда не исключено и привлечение иностранных партнеров не только к дистрибуции, но и к производству полного метра. По крайней мере, такая новость никого не удивит.
Другие российские производители анимации в ходе KBE отчитались о своих достижениях за рубежом. Группа компаний «Рики» анонсировала соглашение с американским развлекательным VoD-сервисом для детей Toon Goggles, который купил права на проекты «Смешарики», «Малышарики» и спин-офф франшизы «Пин-код». Кроме того, ГК «Рики» договорилась с компанией Good TV о дистрибуции проекта «Фиксики» на Тайване и Филиппинах.
«Союзмультфильм» объявил о заключении сразу трех сделок. Компания Jetpack купила права на международную дистрибуцию проекта «Пластилинки», комедийный сериал «Пиратская школа» будет представлять британская анимационная компания Bill Melendez Productions (UK) Ltd, а французский дистрибьютор Playbig займется распространением сериала для дошкольной аудитории «Капитан Кракен и его команда» на территориях Юго- Восточной и Южной Азии, Гонконга, Тайваня и Южной Кореи. В целом одной из ключевых задач для 85-летней компании является освоение международного рынка. По словам руководителя отдела развития международного бизнеса и продаж «Союзмультфильма» Валерии Коротиной, сейчас студия производит более тысячи минут анимационных лент в год, в разработке находится шестнадцать проектов. Об успехе отечественной анимации на зарубежных платформах напомнил также исполнительный продюсер студии Wizart Animation Владимир Николаев, чей проект ГАНЗЕЛЬ, ГРЕТЕЛЬ И АГЕНТСТВО МАГИИ стал первым анимационным фильмом из России в линейке Netflix Originals. Николаев отметил, что путь картины в библиотеку стримингового гиганта был долгим и тщательно спланированным. Сейчас Wizart Animation готовится к выпуску нового мультсериала «Снежная королева: Хранители чудес», созданного совместно с одной из крупнейших китайских платформ.
В третий день конвента состоялась дискуссионная панель «Прорыв российской анимации на международных рынках», где представители «Союзмультфильма», группы компаний «Рики», Wizart Animation и «CTC Медиа» обсудили ключевые моменты, которые делают российскую анимацию популярной среди иностранных производителей и зрителей. В качестве основных преимуществ российского рынка для зарубежных коллег можно отметить предоставление субсидий на озвучку фильмов и компенсации для иностранных компаний. Кроме того, отечественные студии способны создавать контент, сопоставимый или превосходящий зарубежный по качеству и оригинальности идеи. В целом состояние российской анимации можно охарактеризовать как хорошее – никаких технологических прорывов при нынешней емкости внутреннего рынка ждать не стоит, однако среднее качество продукта вполне удовлетворяет зрителей. Если оставить за скобками студийные мультфильмы, российская анимация может на равных конкурировать за более или менее широкие сегменты аудитории с европейскими и азиатскими производителями. И пример компании «Лицензионные бренды», чьи мультфильмы за рубежом собирают больше, чем в России, показывает, что даже относительно новым игрокам можно побороться за мирового зрителя.
ПОЛЕТ КОНЬКА
Российский семейный контент стал главным драйвером отечественного кинопроката после пандемии. Неслучайно двумя самыми кассовыми фильмами 2021 года в нашей стране являются ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА и КОНЕК-ГОРБУНОК. С последним связана одна из самых громких сделок прошедшего KBE – компания Grindstone Entertainment Group (дочерняя структура Lionsgate) приобрела северо-американские права на фильм. Также по нему уже закрыты сделки на Германию, Австрию и Швейцарию (Capelight), Францию и франкоязычную Бельгию (Koba), Португалию (Cinemundo), Польшу (Puls TV), Чехию и Словакию (MediaSquad), Турцию (aTV), на Ближний Восток (Front Row) и другие страны.
Факт продажи прав на сказку на целый ряд крупных зарубежных рынков, в том числе и в США, может указывать сразу на несколько позитивных моментов в современном этапе развития российской киноиндустрии. Во-первых, это расширяет перечень жанров, которые могут быть интересны иностранному зрителю. Как мы уже отмечали выше, традиционным успехом за рубежом пользуются отечественные хорроры и анимация. Где-то их покупают для кинотеатрального проката, где-то – для VoD, но спрос на такую продукцию достаточно стабилен. Жанр киносказки или семейного фэнтези (такая маркировка более понятна для интернациональной аудитории) пока не был избалован таким же вниманием. Можно, наверное, вспомнить лишь продажу на ряд территорий ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ. Но в целом требования, предъявляемые к такому кино за рубежом, находятся на достаточно высоком уровне – и до этого российской продукции было довольно сложно им соответствовать.
Отсюда вытекает второй вывод: технический уровень современного российского кино достиг отметки, когда оно в данном направлении не уступает как минимум зарубежной независимой продукции. Другое дело, что уровень этот требует внушительных для отечественных игроков финансовых трат, и это затрудняет постановку такой продукции на поток. Среди предстоящих релизов этого направления можно навскидку вспомнить триквел ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ и ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ. Но интерес крупных зарубежных покупателей может заставить инвесторов задуматься о вложениях в пока еще остающимся рисковым жанр. В любом случае поставить на поток производство сказочных проектов в нашей стране по примеру конвейера хорроров вряд ли получится – по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Но их дефицит чувствуется и на внутреннем рынке.
Третий вывод заключается в том, что динамичное развитие стриминговых сервисов привело к повышенному спросу на зрительское кино. Каждая онлайн-платформа пытается выделиться из общей массы конкурентов. А для этого требуются эксклюзивы. Производить их для собственных нужд в необходимом количестве даже теоретически могут позволить себе лишь несколько стриминговых гигантов. И даже они не отказывают себе в возможности приобрести интересный контент на стороне – что доказывает сделка продюсеров СЕРЕБРЯНЫХ КОНЬКОВ с Netflix. Что уж тогда говорить о более скромных компаниях, которые и дальше будут обращать внимание на продукцию из стран, раньше выпадавших из их поля зрения, и российским производителям нужно постараться использовать это открывшееся окно возможностей.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
Отдельного упоминания стоит то, насколько интенсивно KBE освещался в зарубежной прессе. За время конвента на сайте издания Variety вышло несколько материалов, посвященных как российскому конвенту, так и отечественной киноиндустрии в целом. Например, накануне Кey Buyers Event издание опубликовало список из двенадцати представителей российской киноиндустрии, которые уже могут представлять Россию за рубежом. Он выглядит так: актрисы Юлия Снигирь, Светлана Ходченкова и Паулина Андреева, актеры Юрий Борисов, Александр Кузнецов и Юрий Колокольников, сценарист Любовь Мульменко, режиссеры Элла Манжеева, Филипп Юрьев, Михаил Локшин, Иван Твердовский и Евгений Сангаджиев. Любопытно, что в другой статье Variety, посвященной творческому пути Колокольникова (он был лицом KBE), отмечено, что актер сыграет одну из ролей в ВОЛАНДЕ Михаила Локшина. Какая именно роль достанется актеру, неизвестно.
ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО
В этом году на Key Buyers Event особое внимание привлекали копродукционные проекты. Партнером KBE стал международный форум When East Meets West. Во время расширенной секции When East Meets West Goes to Russia прошли сценарные питчинги российских и иностранных картин.
В копродукционном питчинге участвовали семнадцать российских и девять иностранных проектов. В число финалистов попал фильм БОЛЬШОЕ ОГРАБЛЕНИЕ ТРАМВАЯ, продюсером которого выступает актер Милош Бикович. Картина рассказывает историю сербского режиссера, поэта и кинокритика Бошко Токина, который снял свой первый фильм и попал за это в тюрьму.
Среди российских проектов в числе финалистов оказалось семь художественных фильмов – САША Катерины Михайловой (Vega Film) и Василия Клепацкого (Mars Media Entertainment), НАВОДНЕНИЕ Ксении Летовой (New People Film Company), ПОДЕЛЬНИКИ Ольги Ерофеевой-Муравьевой (All Media), ТУНДРА БЛЮЗ Владислава Кетковича (компания Ethnofund), МИТТЕЛЬМАРШ Алексея Учителя (студия «Рок»), ВЕТЕР Сергея Члиянца, ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА Андрея Сигле (кинокомпания Proline Films). Также на питчинг отобрали два сериала – «Амура» Альберта Рябышева и «В краю утренней зари» Филиппа Абрютина. В числе документальных работ – «Память» Янны Буряк (Mimesis) и «ИзоИзоляция» Александра Кесселя (Sputnik Vostok Production). Среди отобранных анимационных проектов оказались полнометражные фильмы ЗОЛОТОЙ УЛЕЙ и ФОРМУЛА ВОДЫ («Союзмультфильм»), а также сериалы «Лудлвилль» («Союзмультфильм»), «Волшебное кафе» (студия «Паровоз»), «Агата: королева сада» и «Б/у кот» (студия анимации «Платошка»). По мере улучшения эпидемиологической обстановки отечественная индустрия рассчитывает на увеличение интереса к своим проектам и к возможности копродукции с российскими продюсерами. Неслучайно следующий форум When East Meets West (WEМW) в 2022 году пройдет с фокусом на продукцию из нашей страны.
При поддержке Фонда кино
25.06.2021 Автор: Виолетта Палий, Семен Брожитов