top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Базовые потребности

Об итогах форума аудиовизуального контента Key Buyers Event

На прошлой неделе в онлайн-формате прошел форум аудиовизуального контента Key Buyers Event, который ор­ганизовала компания «Роскино» при поддержке Министерства культуры РФ, департамента предприниматель­ства и инновационного развития Москвы и Агентства креативных индустрий. Целью форума, состоявшегося уже в третий раз, по-прежнему остается продвижение российского контента на международные рынки. И судя по озвученным в рамках KBE сделкам, отечественным компаниям есть чем похвастаться. БК рассказывает о самых важных событиях летнего бизнес-конвента.

РУССКИЙ IMDB ДЛЯ БАЙЕРОВ

Одной из главных новостей KBE стало заявле­ние главы «Роскино» Евгении Марковой о том, что в 2021 году компания планирует запустить онлайн-базу российского аудиовизуального контента, которая ста­нет аналогом IMDb. По задумке, в этой базе будет со­брана вся информация об отечественной индустрии. Портал будет агрегировать сведения об игроках рын­ка, талантах, проектах на всех этапах производства. Также в планах лента новостей и другое информаци­онное сопровождение. По словам Марковой, это будет уникальное, прозрачное и постоянно обновляемое ру­ководство по российскому рынку для всех междуна­родных партнеров.

Эта новость вызвала много вопросов. Ведь, по­мимо IMDb, существуют их российские аналоги – «КиноПоиск», «Кинориум» и ряд других сайтов. Да, ни один из них не идеален. «КиноПоиск», долгое время бывший главным киносайтом страны для широкой аудитории, теперь развивается как онлайн-кинотеатр. Это не может не вызывать конфликт интересов меж­ду редакционным и мультимедийным разделами сай­та. В то же время база данных «КиноПоиска» исправ­но пополняется и по-прежнему служит надежным источником для тех, кто ищет информацию о создате­лях тех или иных российских и зарубежных картин. Есть ли необходимость тратить внушительные финансовые и временные ресурсы на создание с нуля новой базы, когда имеется ряд уже готовых?

По косвенным признакам, впрочем, можно по­нять, что именно Маркова имела в виду: новое детище «Роскино» призвано стать аналогом не столько обще­доступной IMDb, сколько ее платной ипостаси IMDb Pro. Этот ресурс работает по подписке и предоставляет воз­можность профессионалам рынка получить контакты агентов актеров, продюсеров и правообладателей, что позволяет связаться с интересующими кинематографи­стами. Годовая подписка на IMDb Pro стоит почти $150. Судя по всему, «Роскино» занимается созданием англо­язычной базы российского аудиовизуального контен­та, который упростит зарубежным байерам навигацию в многочисленных и не слишком знакомых им тайтлах, а также при желании поможет связать потенциально­го зарубежного покупателя с российским продавцом. В этом случае все вопросы о возможной конкуренции с «КиноПоиском» и прочими отечественными киноба­зами отпадают – проект «Роскино» направлен совсем на другую аудиторию и преследует иные цели.

Другое дело, что хотелось бы все же получить боль­ше информации о сроках реализации проекта, его сто­имости и форматах монетизации. Но эту информацию в «Роскино» пока озвучивать не готовы. По словам ге­нерального директора компании comScore в России Романа Исаева, для оценки времени и ресурсов на со­здание платформы необходимо более четкое описание того, что планирует сделать «Роскино». Вероятнее все­го, предполагает он, разработка платформы уже давно идет полным ходом, поэтому объявленные сроки запуска – до конца 2021 года – кажутся вполне реальными.

РУССКИЙ УЖАС С ИСПАНСКИМ АКЦЕНТОМ

Одним из хедлайнеров KBE стала компания «Централ Партнершип», объявившая о начале рабо­ты над первым англоязычным проектом. Совместно с латиноамериканской BF Films ЦПШ снимет хоррор ШИЗОФРЕНИК. Судя по синопсису, фильм немного на­поминает малобюджетный дебютный проект Даррена Аронофски ПИ. Действие картины будет происхо­дить в реальном мире, который зритель увидит глаза­ми героя, страдающего психическими расстройствами. Как утверждают создатели, сценарий будет полон те­орий заговора, измененного восприятия реальности и мрачных историй пациентов, страдающих шизофре­нией. Режиссера и актерский состав объявят позднее. Сценарий пишет Эрнани Перла (сериал «Присяжные»). Продюсеры проекта – Карлос Ансен и Джулиана Якобсен (BF Films), а также Вадим Верещагин («Централ Партнершип»). Старт производства запланирован на конец 2021-го – начало 2022 года. Дистрибуцией ленты в России займется «Централ Партнершип», в Латинской Америке – BF Distribution. На остальных территориях стороны будут реализовывать права совместно.

Вадим Верещагин назвал начало работы над ШИЗОФРЕНИКОМ новой главой в истории ЦПШ, а ди­ректор департамента международных продаж компа­нии Катерина Пшеницына в разговоре с БК отметила важность латиноамериканского рынка для российских проектов: «В Латинскую Америку проданы все хор­роры из нашего пакета (РУСАЛКА, ВДОВА, ПРИВОРОТ: ЧЕРНОЕ ВЕНЧАНИЕ и другие), много эпических блок­бастеров (ЭКИПАЖ, ВИКИНГ, ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ), и также такие проекты, как ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ТРЕНЕР, ДЕВЯТАЯ, анимационная франшиза ФИКСИКИ». При этом несложно заметить, что в испаноязычных стра­нах Нового Света именно российские фильмы ужасов становятся хитами – начиная с НЕВЕСТЫ и заканчи­вая недавней ВДОВОЙ. Российские хорроры хоть и ис­пытывают спад интереса у зрителей внутри страны, но по-прежнему могут похвастать завидным показателем production value – особенно относительно фильмов других жанров. Иными словами, это недорогой, универ­сальный и не слишком рисковый продукт, поэтому вы­бор жанра и партнера для ЦПШ совершенно логичен. Не исключено, что компания в случае успеха первого проекта запустит другие фильмы ужасов на английском языке, ориентированные уже не только на латиноаме­риканскую аудиторию.

МУЛЬТЯШНЫЙ УСПЕХ

Другим направлением российского кино, пользую­щимся постоянным спросом за рубежом, уже давно ста­ла анимация. Главная новость, связанная с ее междуна­родной судьбой, пришла на этой неделе уже вне рамок Key Buyers Event. Студия Animaccord, производящая мультсериал «Маша и Медведь», анонсировала появле­ние в 2025 году одноименного полнометражного филь­ма. Компания объявила, что намерена привлечь к про­движению проекта кого-нибудь из крупных мировых дистрибьюторов. Проблем в данном случае возникнуть не должно – с учетом мировой известности бренда не исключено и привлечение иностранных партнеров не только к дистрибуции, но и к производству полного метра. По крайней мере, такая новость никого не удивит.

Другие российские производители анимации в ходе KBE отчитались о своих достижениях за рубежом. Группа компаний «Рики» анонсировала соглашение с американским развлекательным VoD-сервисом для детей Toon Goggles, который купил права на проекты «Смешарики», «Малышарики» и спин-офф франшизы «Пин-код». Кроме того, ГК «Рики» договорилась с ком­панией Good TV о дистрибуции проекта «Фиксики» на Тайване и Филиппинах.

«Союзмультфильм» объявил о заключении сразу трех сделок. Компания Jetpack купила права на международ­ную дистрибуцию проекта «Пластилинки», комедийный сериал «Пиратская школа» будет представлять британ­ская анимационная компания Bill Melendez Productions (UK) Ltd, а французский дистрибьютор Playbig займется распространением сериала для дошкольной аудитории «Капитан Кракен и его команда» на территориях Юго- Восточной и Южной Азии, Гонконга, Тайваня и Южной Кореи. В целом одной из ключевых задач для 85-лет­ней компании является освоение международного рынка. По словам руководителя отдела развития меж­дународного бизнеса и продаж «Союзмультфильма» Валерии Коротиной, сейчас студия производит более тысячи минут анимационных лент в год, в разработ­ке находится шестнадцать проектов. Об успехе отече­ственной анимации на зарубежных платформах на­помнил также исполнительный продюсер студии Wizart Animation Владимир Николаев, чей проект ГАНЗЕЛЬ, ГРЕТЕЛЬ И АГЕНТСТВО МАГИИ стал первым анимаци­онным фильмом из России в линейке Netflix Originals. Николаев отметил, что путь картины в библиотеку стри­мингового гиганта был долгим и тщательно спланиро­ванным. Сейчас Wizart Animation готовится к выпуску нового мультсериала «Снежная королева: Хранители чудес», созданного совместно с одной из крупнейших китайских платформ.

В третий день конвента состоялась дискуссионная панель «Прорыв российской анимации на международ­ных рынках», где представители «Союзмультфильма», группы компаний «Рики», Wizart Animation и «CTC Медиа» обсудили ключевые моменты, которые делают российскую анимацию популярной среди иностранных производителей и зрителей. В качестве основных пре­имуществ российского рынка для зарубежных коллег можно отметить предоставление субсидий на озвуч­ку фильмов и компенсации для иностранных компаний. Кроме того, отечественные студии способны создавать контент, сопоставимый или превосходящий зарубеж­ный по качеству и оригинальности идеи. В целом состо­яние российской анимации можно охарактеризовать как хорошее – никаких технологических прорывов при нынешней емкости внутреннего рынка ждать не сто­ит, однако среднее качество продукта вполне удовлет­воряет зрителей. Если оставить за скобками студийные мультфильмы, российская анимация может на равных конкурировать за более или менее широкие сегменты аудитории с европейскими и азиатскими производи­телями. И пример компании «Лицензионные бренды», чьи мультфильмы за рубежом собирают больше, чем в России, показывает, что даже относительно новым игрокам можно побороться за мирового зрителя.

ПОЛЕТ КОНЬКА

Российский семейный контент стал главным драй­вером отечественного кинопроката после панде­мии. Неслучайно двумя самыми кассовыми фильма­ми 2021 года в нашей стране являются ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА и КОНЕК-ГОРБУНОК. С послед­ним связана одна из самых громких сделок прошед­шего KBE – компания Grindstone Entertainment Group (дочерняя структура Lionsgate) приобрела северо-американские права на фильм. Также по нему уже за­крыты сделки на Германию, Австрию и Швейцарию (Capelight), Францию и франкоязычную Бельгию (Koba), Португалию (Cinemundo), Польшу (Puls TV), Чехию и Словакию (MediaSquad), Турцию (aTV), на Ближний Восток (Front Row) и другие страны.

Факт продажи прав на сказку на целый ряд круп­ных зарубежных рынков, в том числе и в США, может указывать сразу на несколько позитивных моментов в современном этапе развития российской киноинду­стрии. Во-первых, это расширяет перечень жанров, ко­торые могут быть интересны иностранному зрителю. Как мы уже отмечали выше, традиционным успехом за рубежом пользуются отечественные хорроры и анима­ция. Где-то их покупают для кинотеатрального проката, где-то – для VoD, но спрос на такую продукцию доста­точно стабилен. Жанр киносказки или семейного фэн­тези (такая маркировка более понятна для интернаци­ональной аудитории) пока не был избалован таким же вниманием. Можно, наверное, вспомнить лишь продажу на ряд территорий ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ. Но в целом требования, предъявляемые к такому кино за рубежом, находятся на достаточно высоком уровне – и до этого российской продукции было довольно сложно им соот­ветствовать.

Отсюда вытекает второй вывод: технический уро­вень современного российского кино достиг отметки, когда оно в данном направлении не уступает как ми­нимум зарубежной независимой продукции. Другое дело, что уровень этот требует внушительных для оте­чественных игроков финансовых трат, и это затрудня­ет постановку такой продукции на поток. Среди пред­стоящих релизов этого направления можно навскидку вспомнить триквел ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ и ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ. Но интерес крупных зарубежных покупателей может заставить инвесторов задуматься о вложениях в пока еще остающимся рисковым жанр. В любом слу­чае поставить на поток производство сказочных про­ектов в нашей стране по примеру конвейера хорроров вряд ли получится – по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Но их дефицит чувствуется и на внутрен­нем рынке.

Третий вывод заключается в том, что динамичное развитие стриминговых сервисов привело к повышен­ному спросу на зрительское кино. Каждая онлайн-плат­форма пытается выделиться из общей массы конкурен­тов. А для этого требуются эксклюзивы. Производить их для собственных нужд в необходимом количестве даже теоретически могут позволить себе лишь несколь­ко стриминговых гигантов. И даже они не отказыва­ют себе в возможности приобрести интересный кон­тент на стороне – что доказывает сделка продюсеров СЕРЕБРЯНЫХ КОНЬКОВ с Netflix. Что уж тогда говорить о более скромных компаниях, которые и дальше бу­дут обращать внимание на продукцию из стран, раньше выпадавших из их поля зрения, и российским произво­дителям нужно постараться использовать это открыв­шееся окно возможностей.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ

Отдельного упоминания стоит то, насколько интен­сивно KBE освещался в зарубежной прессе. За вре­мя конвента на сайте издания Variety вышло несколь­ко материалов, посвященных как российскому конвенту, так и отечественной киноиндустрии в целом. Например, накануне Кey Buyers Event издание опубли­ковало список из двенадцати представителей россий­ской киноиндустрии, которые уже могут представлять Россию за рубежом. Он выглядит так: актрисы Юлия Снигирь, Светлана Ходченкова и Паулина Андреева, актеры Юрий Борисов, Александр Кузнецов и Юрий Колокольников, сценарист Любовь Мульменко, режис­серы Элла Манжеева, Филипп Юрьев, Михаил Локшин, Иван Твердовский и Евгений Сангаджиев. Любопытно, что в другой статье Variety, посвященной творческо­му пути Колокольникова (он был лицом KBE), отмечено, что актер сыграет одну из ролей в ВОЛАНДЕ Михаила Локшина. Какая именно роль достанется актеру, неиз­вестно.

ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО

В этом году на Key Buyers Event особое внимание привлекали копродукционные проекты. Партнером KBE стал международный форум When East Meets West. Во время расширенной секции When East Meets West Goes to Russia прошли сценарные пит­чинги российских и иностранных картин.

В копродукционном питчинге участвовали сем­надцать российских и девять иностранных проек­тов. В число финалистов попал фильм БОЛЬШОЕ ОГРАБЛЕНИЕ ТРАМВАЯ, продюсером которого вы­ступает актер Милош Бикович. Картина рассказы­вает историю сербского режиссера, поэта и кино­критика Бошко Токина, который снял свой первый фильм и попал за это в тюрьму.

Среди российских проектов в числе фина­листов оказалось семь художественных филь­мов – САША Катерины Михайловой (Vega Film) и Василия Клепацкого (Mars Media Entertainment), НАВОДНЕНИЕ Ксении Летовой (New People Film Company), ПОДЕЛЬНИКИ Ольги Ерофеевой-Муравьевой (All Media), ТУНДРА БЛЮЗ Владислава Кетковича (компания Ethnofund), МИТТЕЛЬМАРШ Алексея Учителя (студия «Рок»), ВЕТЕР Сергея Члиянца, ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА Андрея Сигле (ки­нокомпания Proline Films). Также на питчинг ото­брали два сериала – «Амура» Альберта Рябышева и «В краю утренней зари» Филиппа Абрютина. В числе документальных работ – «Память» Янны Буряк (Mimesis) и «ИзоИзоляция» Александра Кесселя (Sputnik Vostok Production). Среди ото­бранных анимационных проектов оказались пол­нометражные фильмы ЗОЛОТОЙ УЛЕЙ и ФОРМУЛА ВОДЫ («Союзмультфильм»), а также сериалы «Лудлвилль» («Союзмультфильм»), «Волшебное кафе» (студия «Паровоз»), «Агата: королева сада» и «Б/у кот» (студия анимации «Платошка»). По мере улучшения эпидемиологической обстанов­ки отечественная индустрия рассчитывает на уве­личение интереса к своим проектам и к возмож­ности копродукции с российскими продюсерами. Неслучайно следующий форум When East Meets West (WEМW) в 2022 году пройдет с фокусом на продукцию из нашей страны.

При поддержке Фонда кино


25.06.2021 Автор: Виолетта Палий, Семен Брожитов

Самое читаемое

В пакете вещателя – множество старых и новых шоу, сериалов и фильмов

В Москве прошла презентация телеканала ТНТ

Подробнее
Экспертам представили 82 проекта

В Минкультуры прошел питчинг дебютных, авторских и экспериментальных фильмов

Подробнее
Первые серии проекта набрали брали 3 млн просмотров с момента премьеры

Первые серии «Плевако» установили рекорд по просмотрам оригинальных проектов Premier в 2024 году

Подробнее
«Кинопоиск» совместно с «Яндекс Картами» провел специальное исследование

Самым популярным кинотеатром России назван киноцентр «Большой» в Ростове-на-Дону

Подробнее
доступ запрещен