Независимая экспертиза
Итоги года для независимых компаний
По традиции, в нашем ежегодном подведении итогов мы рассказываем о тяжелой, но благородной судьбе независимых прокатчиков. Как они сработали в новых условиях рынка? Смогли ли подобрать ключи к решению текущих индустриальных проблем? Считаем, анализируем, рассуждаем.
На фоне общего снижения рынка в прошлом году на 60,3% (с учетом СНГ) суммарные сборы независимых компаний уменьшились гораздо скромнее, «всего» на 32%. При этом их совокупная доля на рынке выросла с 12,82% до 21,9%, то есть на 9,08 процентного пункта. Одна из причин такой динамики – практически полное выключение Голливуда после локдауна. Вторая – великолепный успех ДЖЕНТЛЬМЕНОВ, принесших четверть от всех сборов независимых игроков рынка за год. Картина стала самым кассовым независимым фильмом с 2014 года. Причем результат предыдущего лидера, мультфильма ТРИ БОГАТЫРЯ: ХОД КОНЕМ, был превзойден сразу на 37%. Ну а третья и, возможно, самая главная причина – то, что многие независимые прокатчики не опустили руки. Некоторые из них даже увеличили свою активность, добившись при этом заметных успехов.
Если рассматривать сводную таблицу ведущих независимых дистрибьюторов на отечественном рынке, то можно обратить внимание, что четверка лучших по итогам прошедшего года не изменилась. Лидирующую позицию второй год подряд завоевывает компания «Вольга», которая, помимо прочего, смогла еще и увеличить суммарные сборы своих картин по сравнению с 2019-м. В топ-20 подобное удалось еще только двум дистрибьюторам – «Кинологистике» и TenLetters.
В топ-5 впервые попала компания «Пионер», которая смогла обойти занимавшую эту строчку в 2020 году Capella Film, а Bazelevs, приостановив работу своего прокатного подразделения, выбыл из нашего рейтинга. Единственным новичком в топ-10 независимых стала упоминавшаяся уже компания «Кинологистика», улучшившая свои позиции сразу на семь пунктов.
В топ-20 сразу три новичка: Megogo Studios заняла одиннадцатую строчку, World Pictures стала тринадцатой, а «Белые ночи» расположились на семнадцатом месте. Еще одному новому прокатчику – Magic Film Company – для попадания в рейтинг не хватило лишь 0,5 млн рублей. В прошлом году TenLetters и «Каскад Фильм» занимали 23-е и 22-е места соответственно. Сейчас они находятся на пятнадцатой и шестнадцатой позициях. Выбыла из топ-20 A-One Films, которая год назад была пятнадцатой. Сейчас компания занимает 22-ю строчку.
«Предыдущий год был сложным, – делится впечатлениями глава Capella Film Надежда Мотина. – Пандемия, общий страх, закрытые границы и кинотеатры, слом цифрового окна со стороны студий – никто нас об этом не предупреждал. Но кризис – это всегда возможность для роста. По итогам 2020 года наша прибыль всего на 10 процентов ниже результата 2019-го, когда мы пожинали плоды невероятного успеха ЗЕЛЕНОЙ КНИГИ. Мы перешли на формат дистанционной работы в начале марта, а в начале апреля я сформировала новую стратегию для нашей компании, которая помогла расти и развиваться. Мы смотрели на перезапуск проката на рынке Украины, видели, с какими сложностями столкнулись партнеры, и понимали, что нашему рынку тоже понадобится не менее месяца, чтобы вернуться к нормальной работе. Так и получилось».
«Когда локдаун начинался, мы надеялись, что он продлится максимум месяца два, – вспоминает глава Megogo Distribution Владимир Артеменко. – Наивно думали, что даже сможем докатать наш фильм НОМЕР ОДИН, как только пауза закончится. Но самоизоляция продлилась пять месяцев. Наша компания приняла решение ни один из кинопрокатных фильмов не выпускать на VoD, как это сделали многие мейджоры со своими блокбастерами, когда даже такой фильм, как СПУТНИК, вышел сразу в Сети. Онлайн-сервисы, в том числе собственный стриминг-сервис Megogo, очень нуждались в новинках. Они были готовы платить очень серьезные деньги. Мы понимали, что от кинопроката не получим сопоставимой прибыли, но все же приняли решение отказаться от сиюминутной выгоды ради поддержания многолетнего сотрудничества с кинотеатрами. Мы понимали, что коронакризис переживается демонстраторами гораздо острее. Поэтому начали выпускать фильмы с конца июля, даже когда было открыто не более 30 процентов площадок. Осень для нас выдалась очень тяжелая. Кинотеатры не имели возможности платить за наши фильмы. За деньги с билетов они покрывали только аренду, зарплату и налоги. Но с августа в течение пяти месяцев мы все же выпустили около тридцати картин. Приходилось изыскивать средства, кредитоваться, а также просить студии давать фильмы без полной оплаты минимальной гарантии, чего раньше не встречалось. Но мы приняли решение не судиться и не подали ни одного иска к кинотеатрам из-за невыплат. В итоге за счет сборов в новогодний период показчикам стало полегче, и они начали закрывать старые долги. Также им помогла субсидия, выделенная правительством. Считаем, что наши шаги были правильные и партнерские».
«Зритель частично отвык от кино и переключился на другие источники информации и развлечений, – сожалеет учредитель и генеральный директор World Pictures Сергей Щербинин. – В итоге емкости уикендов сильно просели. К тому же зритель стал очень избирательным. Особенно осторожно ведет себя аудитория 35+. О полном восстановлении зрительского интереса можно будет говорить скорее только в 2022-м, если ситуация с коронавирусом существенно улучшится, а мейджоры смогут выпустить блокбастеры, заявленные на второе полугодие 2021-го. Первая половина текущего года снова дает шанс независимым дистрибьюторам проявить себя и предоставляет большие возможностей для российского кино».
ГЕРОИ ГОДА
«Вольга»
Во многом благодаря великолепному результату ДЖЕНТЛЬМЕНОВ Гая Ричи прокатчик смог на 44,6% улучшить результат 2019 года, выпустив при этом почти в два раза меньше картин. Также он успешно отработал романтическим проектом ПОСЛЕ. ГЛАВА 2 и мультфильмом СЕМЕЙКА БИГФУТОВ. Воодушевленный успехом ДЖЕНТЛЬМЕНОВ, после снятия локдауна дистрибьютор сразу же включился в кинопрокатную гонку, рискнув выпустить дорогостоящие картины НЕИСТОВЫЙ и АГЕНТ ЕВА. Однако рынок к тому моменту был еще не вполне готов к подобным релизам, что в определенной степени обусловило их скромные результаты.
Репертуарная политика «Вольги» остается неизменной на протяжении многих лет. Компания делает ставку на крупнобюджетную независимую продукцию, анимацию и громкие фестивальные картины. В ее пакете есть новая работа Гая Ричи ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, мультфильм АЙНБО. СЕРДЦЕ АМАЗОНИИ и еще ряд потенциально сильных проектов.
«Наше кино»
За прошедший год сборы фильмов компании сократились на 44,9% примерно при том же количестве релизов. Лучший результат из пакета прокатчика продемонстрировала семейная фантастика ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ, заработавшая 108,7 млн рублей, но ожидания от проекта были гораздо выше. В конце года у «Нашего кино» сменился основной акционер. Владельцем 75% акций стал Максим Рогальский, а Сергей Сельянов сохранил 25% актива. При этом дистрибьютор лишился ряда проектов компании Сельянова СТВ, выпуском которых займется SPPR.
Нельзя сказать, что 2021-й компания начала с чистого листа, но какие-то изменения в ее работе все-таки должны произойти. Важным маркером эффективности прокатчика станет выпуск комедии ГУЛЯЙ, ВАСЯ! СВИДАНИЕ НА БАЛИ.
Megogo Distribution
Валовые сборы фильмов прокатчика в прошлом году уменьшились почти на треть. При этом следует отметить, что он довольно быстро адаптировался к новым условиям работы. По крайней мере, наиболее успешный его релиз – ГРЕНЛАНДИЯ – был выпущен именно после локдауна.
В пакете прокатчика есть достаточно много сильных новых проектов. Вопрос в том, выйдут ли они в текущем году или их будут ждать очередные переносы. «По крупным релизам наши прогнозы в 2020-м не оправдались, – рассуждает Владимир Артеменко. – На той же ГРЕНЛАНДИИ мы совершенно точно могли собрать 5-6 миллионов долларов минимум. На более простых жанровых картинах тоже есть недобор, но не столь внушительный. Помогало то, что в прокате не было фильмов от мейджоров».
«Экспонента Фильм»
В прошедшем году дистрибьютор понес серьезный урон в валовых сборах, которые уменьшились на 60%. В топ-6 наиболее кассовых картин прокатчика оказалось пять фильмов ужасов. При этом самый успешный из них – ЗАКЛЯТЬЕ. ДОМ 32 – почти смог преодолеть рубеж в 100 млн рублей, чего раньше с хоррорами «Экспоненты» никогда не случалось. Разбавила конвейер ужасов прокатчика гангстерская драма КАПОНЕ. ЛИЦО СО ШРАМОМ. При этом компания начала активно практиковать широкие превью-показы, позволяющие ей сохранять хорошую роспись и в последующие уикенды.
Очевидно, что ставка прокатчика на хорроры, которые с помощью локализации привязаны к известным брендам, сохранится и в 2021 году. В графике релизов уже стоят очередные ЗАКЛЯТЬЕ и РЕИНКАРНАЦИЯ.
«Пионер»
Великолепный результат комедии ДЕДУШКА НЕЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ, преодолевшей отметку в 200 млн рублей и вышедшей уже после локдауна, позволил прокатчику в прошлом году отделаться минимальным снижением. Однако повторить подобный результат будет крайне сложно. Особенно если вновь заработает Голливуд.
В пакете прокатчика на 2021 года есть и хорроры, и документальное кино, но ставку он, видимо, по-прежнему делает на семейный контент. Французский проект ПОЛИ про очаровательного пони появился на экранах уже на этой неделе.
12.02.2021 Автор: Семен Брожитов, Никита Никитин, Ольга Куликова