И хлеба, и зрелищ
Итоги 2020 года для кинобаров
БК продолжает постепенно подводить итоги переломного для киноиндустрии 2020 года. Вслед за результатами кинопоказа обратим внимание на состояние рынка кинобаров. Опросив представителей крупнейших киносетей, а также поставщиков продукции и оборудования для концешна, мы попытались выяснить, насколько быстро восстанавливается этот сегмент отрасли и сильно ли изменились предпочтения зрителей в кинобарах в эпоху пандемии.
Впервые материал был опубликован в электронном БК №6 (884) от 19 февраля 2021 года
ПОТЕРЯ ПОТЕРЬ
Шкала изменений объемов российского рынка кинобаров за последние годы представляет собой практически синусоиду. Так, по данным компаний «Невафильм Research» и «Деловая Русь», если в 2014 году этот сегмент отрасли насчитывал 11,9 млрд рублей, то в 2015-м он просел до 10,9 млрд. Затем был стремительный рост в 2016 году – до 12,6 млрд. Подъем продолжился и в 2017-м (15,1 млрд), но затем было снижение до 13,7 млрд рублей в 2018-м. По итогам 2019 года специалисты ожидали 20-процентного роста концессионных продаж – их общий объем мог бы превзойти уровень 2017-го и достичь 16,5 млрд рублей.
Пандемия коронавируса отбросила рассматриваемый сегмент отрасли на десять лет назад. Причем показатели снижения по итогам 2020 года оказались аналогичными тем, что наблюдались на рынке кинопоказа – в среднем это минус 60% по сравнению с 2019-м. Этому способствовали последствия пандемии, ведь в 2020-м кинотеатры были полностью закрыты в течение четырех месяцев, а еще шесть месяцев работали с существенными ограничениями как по заполняемости, так и по привычному контенту. В минувшем году упали доходы россиян, из-за чего люди стали меньше тратить на кино. Результаты недавнего совместного исследования платформы поиска работы HeadHunter и финтех-компании «Деньги вперед» показывают, что сейчас примерно 25% россиян не хватает зарплаты на основные нужды. Доход 39% граждан с трудом покрывает необходимый для жизни минимум, а полностью удовлетворять основные потребности в рамках зарплаты получается у 36% россиян. Расходы людей на развлечения, в том числе походы в кинотеатры, в минувшем году сократились на 72%, это колоссальная цифра, подчеркивает коммерческий директор компании «Техника+» Ирина Шмавгонец.
НЕ ПРОХОДЯТ МИМО
Но есть и хорошие новости. Несмотря на то, что доходы кинобаров в целом снизились, в последнее время наметилась тенденция на повышение среднего чека. Ключевые игроки рынка отмечают, что сумма средней покупки в кинобаре увеличилась на показатель от 10% до 30% в зависимости от региона. «Сейчас средний чек на 15–20 процентов выше аналогичного периода прошлого года. При возобновлении работы в августе 2020-го чек был снижен, сказывался сокращенный по соображениям безопасности ассортимент и практически полное отсутствие семейной платежеспособной аудитории», – рассказывает вице-президент по управлению маркетингом, кафе и кинобарами сети кинотеатров «КАРО» Ольга Проскурякова.
По словам начальника отдела управления кафе и барами объединенной сети «Кино Окко» Татьяны Саклаковой, в их сети чек вырос в среднем на 10%, и это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, в некоторых регионах в торгово-развлекательных цен трах были закрыты фудкорты, соответственно, зрители покупали еду именно в кинобаре. Во-вторых, в период низкого трафика сотрудники кинобаров могли тратить больше времени на обслуживание одного гостя и таким образом обеспечивать более качественные продажи.
Директор сети «Премьер Зал» Владимир Петелин отмечает и рост такого параметра, как per cap, он стал больше примерно на 10%: если раньше речь шла о 55 рублях, то сейчас это 60 рублей. Также на несколько процентных пунктов поднялась доля зрителей, делающих покупки в кинобаре. «В кино стали в большей степени ходить именно те люди, которые любят смотреть фильмы на большом экране. А они, как правило, модель потребления кино принимают в полном объеме, то есть это должно быть приобретение не только билета, но и попкорна с колой. Фактически в кинотеатры пришли самые отъявленные фанаты, и бóльшая часть из них привыкла к покупкам в концешн-зоне», – объясняет Петелин. Кроме того, в «Премьер Зале» отмечают и другую любопытную тенденцию, замеченную в начале 2021 года. Зрители стали чаще приобретать билеты онлайн, по-видимому, опасаясь, что для них не хватит места в кинозале. При этом вместе с ростом доли онлайн-продаж на удивление пошли вверх и продажи в кинобарах. «Раньше, в период роста онлайн-продаж, мы замечали небольшое, но снижение дохода от концешна за счет того, что часть людей, купив электронный билет, все-таки шла сразу в зал. Сейчас же зрители, купившие заранее билет, более раскованно приходят в кинотеатр и спокойно, не торопясь, идут в бар и покупают там напитки и попкорн, – рассказывает руководитель сети. – Видимо, легче два раза расстаться с небольшими сумами, чем один раз – с крупной. Плюс если ты уже купил билет, это позволяет тебе спокойно выбрать продукцию в кинобаре, не отвлекаясь на выбор сеанса и мест». В сети «Киномакс» также подчеркивают, что количество людей, которые в итоге доходят до кинобара, увеличивается.
При этом рост среднего чека нельзя объяснить повышением цен на продукцию в концешн-зонах. Опрошенные ключевые игроки рынка не повышали стоимость товаров в кинобарах и не планируют делать это в ближайшем будущем. «Считаем, что это не лучшее решение для сохранения аудитории в кризис. И в ближайшее время мы не планируем серьезных изменений в ценообразовании, аудитория до сих пор очень чувствительна. В целом мы дифференцированно и гибко подходим к этому вопросу, ориентируясь на конкретную ситуацию и регион», – объясняет Ольга Проскурякова. В объединенной киносети говорят, что будут придерживаться некого баланса между ценами и себестоимостью. А в «Киномакс» планируют искать другие пути регулирования цен. «Мы постоянно прибегаем к стимулирующим акциям на те или иные топовые позиции в меню, чтобы стимулировать потребительский спрос и делать предложения кинобара более доступными для наших постоянных клиентов», – добавляет директор по маркетингу сети Ирина Туманова.
Впрочем, сдерживать цены и дальше будет сложно, это признают сами киносети. Ведь часть поставщиков уже повысила стоимость продукции. «Этому послужило много причин – бόльшую часть поставляемой нами продукции составляет импорт, а курс доллара и евро значительно вырос. В 2020 году существенно подорожало и российское сырье, такое как сахар, растительное масло и многое другое. Также значительно подорожало кокосовое масло», – перечисляет операционный директор компании «Техника+» Валентина Мельникова. Другой ключевой поставщик для концешн-отрасли, группа компаний «Деловая Русь», пока сдерживает цены на прежнем уровне, несмотря на серьезное ослабление курса рубля и повышение цен со стороны их собственных поставщиков. «В действительности мы пожертвовали своей маржинальностью для выживания всей отрасли. В 2021 году мы будем внимательно следить за динамикой спроса на кинорынке и восстановлением, подумаем о возможности ценовых корректировок», – заявляет директор киноконцессионного департамента «Деловой Руси» Юлия Пышненко.
ЛИНЕЙКА МЕНЯЕТСЯ, ВКУСЫ – НЕТ
После того как кинотеатры снова заработали после локдауна, ассортимент кинобаров претерпел значительные изменения. В первую очередь это коснулось развесной продукции, которая отошла на второй план и уступила место упакованной. Например, тот же попкорн начали продавать с закрывающейся крышкой. «В связи с пандемией зрители предпочитают покупать в кинобарах упакованную продукцию (попкорн, орехи, снеки, мармелад, чипсы и начос). Наша компания произвела и предложила целую линейку таких продуктов, которые оказались сейчас очень востребованными. Также стали больше покупать бутилированных напитков в сравнении с разливными», – отмечает Валентина Мельникова.
На время пониженного трафика кинотеатры сокращали ассортимент в кинобарах, убирали оттуда второстепенные позиции и продукцию с коротким сроком годности. В сети «КАРО» на этапе выхода из карантина в целях безопасности отказались от хот-догов, продукции fresh-витрин (сэндвичи, фруктовые нарезки и прочее) и части снеков, но сейчас данные позиции снова доступны. Также из-за отсутствия семейной аудитории в первые месяцы после открытия были менее востребованы сладости, игрушки и сувениры.
В целом же вкусовые предпочтения зрителей в эпоху ковида не изменились. Самыми популярными товарами в барах остаются попкорн, начос, газированные напитки и пиво. А в «Кино Окко» замечают, что в последнее время у них лучше продаются комбо-наборы. «Для маленьких ценителей кино на большом экране у нас есть выгодное предложение – детский набор, который также вырос в продажах», – приводит пример Татьяна Саклакова.
В ТРЕНДЕ – СЕЛФ-СЕРВИС
Пандемия заставила кинотеатры по-новому взглянуть на нетрадиционные форматы концешн-зон. После карантина более актуальными стали бары самообслуживания. В 2020 году первый такой бар появился у сети «Кино Окко» в их новом восьмизальнике в московском ТРЦ «Щелковский». Кинобар с элементами самообслуживания представлен в кинотеатре «Формула Кино на Можайке», реконструкция которого будет вестись в этом году. Сейчас сеть планирует открытие еще двух подобных концешн-зон – в Москве и в Сочи. «Из плюсов такого формата можно отметить рост среднего чека и конверсии, из минусов – невозможность дополнительной продажи на кассе для наполняемости чека. Но и это не критично, так как мы сейчас адаптируем продуктовую матрицу и работаем над стимулированием импульсных продаж», – отмечает представитель объединенной сети. А в «Киномакс» четко заявляют, что планируют постепенный отказ от традиционных баров в пользу селф-сервисов.
Сеть «КАРО», первая на российском рынке запустившая формат таких кинобаров, сейчас делает ставку на направление healthy-снеков и fresh-витрин. Кстати, недавний опрос, проведенный сетью «Премьер Зал» среди кинозрителей, показал, что около 50% респондентов хотят видеть в кинобаре больше продуктов для здорового питания.
Помимо этого, площадки продолжают развивать функционал бесконтактного online-заказа с выдачей на специально оборудованной стойке внутри бара самообслуживания, где вся продукция реализуется в герметичной упаковке.
После локдауна остается спрос и на доставку продукции из кинобаров. Та же «КАРО» после Москвы распространила этот формат и на регионы, с привлечением партнера Delivery Club. «Сервис доставки киноеды продолжает расти как в количестве заказов, так и в среднем чеке, эта опция оказалась востребована и вне карантина», – акцентирует Ольга Проскурякова.
НУЖНО ЗАЛИЗАТЬ РАНЫ
Несмотря на то, что до выхода из кризиса еще далеко, кинотеатры уже думают о будущем и технологиях, которые могут появиться в современных мультиплексах. Например, на онлайн-форуме CineEurope в июне 2020 года говорилось о роботах, обслуживающих посетителей кинобаров. Безусловно, роботизиция положительно повлияет на скорость обслуживания зрителей, но это в перспективах не 2021-го. Задачей на текущий год участники рынка видят повышение качества обслуживания и улучшение сервиса, который продает. Успехом можно будет считать приближение по итогам 2021-го к результатам 2019 года с отклонением до 20%. «Пока не откроются Америка и Европа, не выйдут на экраны перенесенные блокбастеры, о развитии можно забыть. Для киноотрасли 2021-й – год «зализывания ран». 2022-2023 годы могут стать периодом развития и открытий, но важнейшее сейчас – восстановиться, набраться сил, определить стратегию на ближайшее будущее», – уверена Юлия Пышненко. При этом, конечно же, игроков нашего рынка впечатлили и вдохновили недавние успехи проката в Поднебесной. В первый день китайского Нового года, 12 февраля, был побит мировой рекорд посещаемости и сборов. Суммарная выручка кинотеатров составила $268 млн, что превысило лучший показатель двухгодичной давности по Китаю. «Эти данные, показавшие бум отложенного спроса, внушают нам умеренный оптимизм. При аналогичном сценарии восстановления российского кинорынка показатели выручки кинобаров могут быть возвращены к допандемийным цифрам достаточно быстро», – рассчитывает операционный директор «Техники+».
При поддержке Фонда кино
22.04.2021 Автор: Дмитрий Некрасов