Осторожно, деньги выделяются
Эксперты киноотрасли о планируемой правительством поддержке киноиндустрии
Впервые материал был опубликован в электронном БК №44 (870) от 6 ноября 2020 года
Две недели назад стало известно, что государство готово финансово поддержать кинотеатральную отрасль. На эти цели правительство выделит из резервного фонда сумму до 4,2 млрд рублей. Главный вопрос теперь состоит в том, как будут распределяться эти средства. Мы побеседовали с игроками рынка, а также с экспертами отрасли и выяснили, какие способы господдержки наиболее привлекательны для них в данной ситуации.
МИЛЛИАРД ВОПРОСОВ
На заседании совета по культуре и искусству советник президента Владимир Толстой рассказал Владимиру Путину о бедственном положении киноотрасли, пострадавшей от пандемии. По словам Толстого, относительная стабильность в работе кинотеатров, театров, музеев и концертных площадок может восстановиться лишь к середине следующего года, а к полноценной жизни удастся вернуться и того позже. Такой длительный период вынужденной приостановки и ограничения деятельности без дополнительных мер поддержки не смогут выдержать ни государственные учреждения, ни негосударственный сектор, признает советник президента. «Кинотеатры – важнейшая основа для всей киноиндустрии, так как 80 процентов доходов кинопроизводства обеспечивала выручка кинотеатров. Уже после первого этапа закрытия в части регионов кинотеатры не открылись снова, – рассказывал Толстой. – Почти 15 процентов кинотеатров, можно сказать, прекратили свое существование. В основном это небольшие кинотеатры. По прогнозам, до 40 процентов кинотеатров могут исчезнуть до конца года, что повлечет за собой разрушение всего кинопроцесса, состоящего из взаимосвязанной цепочки производства, проката и кинопоказа. Уже сегодня ясно, что по итогам 2020 года доходы кинотеатральной сети сократятся на 60 процентов, в денежном выражении это примерно 35 миллиардов рублей».
Президент в ответ поручил Толстому выработать механизм выделения кинопоказу 4,2 млрд рублей из резервного фонда. «Как и в других сферах, можно поддержать именно те предприятия, которые прокатывают российские фильмы», – заявил Владимир Путин.
Очевидно, что 4,2 млрд рублей – сумма, которая не компенсирует всех убытков, понесенных кинопоказом в этом году. Это около 7,5% объема российского рынка в 2019-м. В 2020-м общие сборы по итогам года в России составят в лучшем случае 25 млрд рублей. То есть в выпадающие доходы отрасли можно записать 30 млрд. На этом фоне 4 млрд рублей государственных денег – это капля в море, хотя лишними они, разумеется, не будут. При этом получателями субсидий станут не только кинотеатры, но и дистрибьюторы, и продюсеры. «Наверное, было бы слишком наивно рассчитывать, что государство выделит десятки миллиардов на компенсацию несостоявшегося бокс-офиса, – считает гендиректор comScore в России и СНГ Роман Исаев. – По такой логике оно должно было бы залить деньгами все пострадавшие отрасли. Естественно, этого недостаточно, но могу сказать, что даже в такой мере поддержка все равно найдет свое применение и будет полезна. Важна справедливость распределения. Понятно, что кинотеатрам надо оплачивать аренду, зарплаты и договорные обязательства с контрагентами. У дистрибьюторов также есть оплата офисов, зарплаты и дополнительные накладные расходы. У продюсеров ситуация в чем-то легче, так как они уже получили деньги на производство».
На пресс-конференции Владимир Толстой говорил о бедствующих кинотеатрах, но в то же время сокрушался о тяготах продюсеров, отмечая существование долгов по выплатам производителям фильмов. «Утрата почти половины сети кинопоказа сделает нерентабельным отечественное кинопроизводство, прокат российских картин не сможет окупить расходы на производство при столь сократившемся количестве экранов, – уверен он. – Это особенно обидно, потому что могут пропасть вхолостую огромные и в целом, на мой взгляд, очень успешные усилия по возрождению нашего кинематографа за последние десять лет». При этом Толстой признает, что прозрачный механизм выделения субсидий еще не выработан. «Кому и в каких долях будут распределяться средства, будет решаться на консультациях, которые пройдут в ближайшее время», – заявил он.
Подобные рассуждения заставляют ряд игроков киноиндустрии предположить, что львиную долю поддержки получат, с одной стороны, продюсеры, а с другой стороны – крупные сети и кинотеатры, открытые по программе Фонда кино, так как еще одним критерием выдачи субсидии может стать доля российского кино в репертуаре площадок. «Насколько я знаю, формулирование идеи о поддержке основывалось на обращении АВК, где фигурировала дотация в размере 100 тысяч рублей на зал работавшего на 1 марта кинотеатра, – говорит Роман Исаев. – Потом звучали идеи Толстого о привязке выплаты к доле российского кино, показанной в конкретном кинотеатре в 2019 году. Также я знаю, что продюсеры очень надеются получить существенную часть этой суммы для покрытия своих расходов на неснятые или невыпущенные фильмы».
Эту мысль развивает экс-гендиректор сети «Формула кино» Юрий Кириллов. «Скорее всего бόльшую часть из этих 4,2 миллиарда рублей заберут себе особо доверенные продюсеры, ближе всех стоящие к кормушке. А остатки раздадут муниципальным кинотеатрам, которые никогда не были прибыльными, выживая за счет городских бюджетов, – считает он. – Частному бизнесу вряд ли что-то перепадет. В первую очередь помогать нужно людям. У кинотеатров сейчас нет денег на зарплату сотрудникам. Если весной и летом зарплата платилась из средств, которые приберегли на прокатной плате, то сейчас денег нет совсем. И если кинотеатры опять начнут закрываться, то людей будут увольнять пачками без каких-либо выплат. А это 35 тысяч занятых в кинопоказе. Чтобы этого избежать, государство должно срочно проспонсировать платежную ведомость, как это делают во всех развитых странах Европы и Америки». Представитель крупной сети на условиях анонимности считает, что помощь в первую очередь нужно направить на формирование зарплатных фондов кинотеатров. «Поддержка должна идти так же, как и выдача беспроцентных кредитов в период пандемии, со стопроцентным погашением данного кредита государством в случае, если по истечении оговоренных сроков в компании не было сокращений зарплатных ставок, – уверен он. – Сама формулировка помощи пропорционально показу российского кино, конечно, не может не вызывать недоумения. Но по сути это условие не должно никак сказаться на поддержке, потому что в последние полгода буквально все кинотеатры показывали российское кино, у них просто не было альтернативы».
ВЕРТОЛЕТ ИЛИ ВАУЧЕР?
Очевидно, что озвученное АВК предложение о перечислении определенной суммы в расчете на один кинозал было бы наиболее предпочтительным для кинопоказчиков. Но все давно привыкли, что представляющиеся логичными и удобными идеи редко пробивают себе дорогу, поэтому кинотеатры не питают больших надежд и с недоверием говорят о будущей поддержке. «Нужно ждать конкретных документов, потому что власть может говорить одно, а на деле окажется по-другому, – говорит независимый букер Юлия Денисова – Пока была расплывчатая формулировка. Как вариант – нам будут давать еще больше отечественного контента. Скорее всего реальных денежных выплат не будет». «Государство всегда что-то объявляет, но ничего не происходит. Мы уже привыкли, что все позитивные новости у нас случаются не в настоящем или прошедшем, а в будущем времени, – соглашается Юрий Кириллов. – Весной были объявлены широкомасштабные меры поддержки пострадавших отраслей экономики, и кинотеатры в этот список попали. Сколько из них получили реальную поддержку? Из моих знакомых, а я знаю большинство основных игроков кинопоказа, живых денег не получил никто. Пока поддержка государства выражается только в отсроченных налогах, хотя в нынешней ситуации было бы правильно вообще обнулить фискальную нагрузку. У кинотеатров просто нет денег на налоги».
Менеджер по прокату независимых кинотеатров Павел Поляков предлагает вместо раздачи денег ввести купоны. «Наилучшим вариантом мне видятся купоны на посещение, которые вводили в некоторых европейских странах летом. По ним люди могли потратиться именно на кино или общепит. Потом по этому купону государство компенсирует кинотеатрам деньги. На мой взгляд, это более прозрачная схема, чем просто раздача средств», – считает он. Но согласны с этим мнением далеко не все. «Идею ваучеров для зрителей я не поддерживаю, – говорит генеральный директор сети кинотеатров «Люмен Фильм» Павел Поникаровский. – Она представляется мне довольно циничной, учитывая, что зрителей, опасающихся в разгар пандемии общественных мест, довольно много. А тут мы раздаем ваучеры, которые позволяют набить битком кинозалы». Управляющий московским кинотеатром «Бульвар» Алексей Коропский указывает на другую слабость ваучеров: потребитель зачастую не считает бесплатный акционный товар чем-то значимым. «Любой кинотеатр, который когда-либо выдавал пригласительные или какие-нибудь купоны на свои сеансы (розыгрыши и так далее), знает, что процент посещений по ним достаточно низкий, – отмечает он. – Мне нравится способ, реализованный в некоторых странах Европы: там кинотеатрам выплачивали помощь в размере сборов за аналогичные месяцы прошлого года. Конечно, при таком подходе 4,2 миллиарда хватит в лучшем случае на компенсацию двух месяцев простоя кинотеатров, но распределение будет максимально справедливым».
РАЗДЕЛЯЙ И ТРАТЬ
Привязка господдержки к доле российских фильмов в репертуаре – один из главных подводных камней. Очевидно, что кинотеатров, которые вообще не показывают российское кино, в стране не существует. Хорошую роспись отечественные картины точно получают в многозальниках в торговых центрах и в кинотеатрах, открытых в малых городах по программе Фонда кино, где действует обязательство по выделению 50% экранного времени российским фильмам. Но многие кинотеатры остаются исключенными из этой выборки – в частности, артхаусные площадки, работающие с аудиторией авторского кино. «Мы все болеем душой за российское кино, всегда радуемся его успехам и качеству, но я не вижу смысла привязывать сумму, размер и логику получения государственной поддержки к доле российского кино. Это очередная популистская идея из серии постоянно звучащих от представителей государственной власти, – считает Роман Исаев. – Мне кажется, более корректной, правильной и справедливой была бы привязка размера субсидии к сборам конкретной площадки за соответствующий период прошлого года. Не забываем, что со всей выручки кинотеатров платятся налоги в бюджет Российской Федерации, а соответственно, если доля отечественного кино составляет 25 процентов, то с 75 процентов, которые дает иностранное, платится в три раза больше налогов, чем с выручки от российских фильмов».
Наиболее внятные разъяснения удалось получить от продюсера Сергея Сельянова. «Обсуждаются две модели распределения средств, – рассказывает он. – По первому варианту кинотеатрам планируется раздать примерно по 800 тысяч рублей на кинозал при условии выплаты всех задолженностей перед дистрибьюторами российского кино и продюсерами. Но прямая простая поддержка в таком объеме недостаточна, убытки чуть ли не на порядок больше. Вторая модель предполагает, что на каждый рубль сборов российских фильмов с 1 августа 2020 года до 31 марта 2021 года приходится рубль государственной поддержки. Скажем, собрал какой-то российский фильм в сентябре 100 рублей, 50 рублей площадки отдали правообладателю, значит, они получат еще 50 рублей и продюсер с прокатчиком также получат еще 50 рублей. Такой вариант ка жется нам интереснее для кинотеатров, потому что существуют риски дальнейшего ухода как крупных, так и не очень крупных картин в светлое будущее. Причем это, вполне вероятно, коснется и новогодних фильмов, так как их бизнес-модели были построены на прогнозе сборов свыше миллиарда рублей. В каждом из них много частных денег. И убытки будут большими. Из крупных релизов уже были перенесены ЧЕРНОБЫЛЬ и наш КОНЕК-ГОРБУНОК. Кинотеатры без фильмов не могут существовать, но и фильмы без кинотеатров тоже не могут. Если картины станут уходить, то зрительский поток будет маленьким. А если их стимулировать государственной поддержкой, то они уходить не будут. Причем в этом случае также будет поддерживаться посещаемость зарубежных средних и маленьких картин. А пока ситуация такая: бокс-офис двух последних октябрьских уикендов составил 22 процента от прошлого года. Как в такое время выходить в прокат?» Сельянов отмечает, что Фонд кино и представители крупных киносетей прогнозируют бокс-офис российских фильмов с августа по март на уровне 4 – 4,5 млрд рублей. Если это предположение верно, то кинотеатры в результате получат 4,2 млрд сборов за счет выплат от государства и того, что картины устоят на своих датах. Анонимный представитель крупной сети резюмирует: «Обнадеживает тот факт, что деньги обещали всем, а не только лидерам отрасли. Впрочем, сейчас главной поддержкой государства была бы гарантия того, что кинотеатры вновь не закроют. В этом случае, боюсь, никакая поддержка уже не поможет».
При поддержке Фонда кино
13.11.2020 Автор: Рая Башинская, Дмитрий Некрасов, Никита Никитин