Дело мутное
О качестве кинопоказа после пандемии
Тема качества кинотеатрального показа в нашей стране всегда вызывала жаркие дискуссии, а уж в период пандемии она приобрела еще бóльшую актуальность. Теперь зритель может сравнить качество изображения и звука на современном домашнем телевизоре и в кинотеатре. И для многих это сравнение не всегда в пользу последнего. БК решил поговорить с участниками рынка о том, как сейчас обстоят дела с качеством кинопоказа в кинотеатрах и каковы пути решения этой проблемы.
ЛОДКА, КОТОРАЯ ТОНЕТ
Отправной точкой для этого текста можно считать высказывание, которое прозвучало на втором международном форуме «Российский кинобизнес». Во время отраслевой конференции «Трансформация кинорынка. Горизонт» тему качества кинопоказа поднял продюсер и руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов. Он выразил уверенность в том, что кинотеатры, несмотря на опасения многих, в ближайшем будущем никуда не денутся, и кинопрокат будет жить. Но уже сейчас важно задуматься над тем, в каком виде там демонстрируются фильмы. «Качество кинопоказа в целом по стране ужасное, в том числе в ведущих киносетях. Это обидно для нас, потому что мы вкладываем деньги в то, чтобы это все звенело и звучало. В наших залах при записи мы видим одно, а потом приходим в кинотеатры и видим совсем другое. Это просто позор. И это может повлиять на судьбу кинотеатров существенным образом», – отметил Сельянов.
С ним согласны и другие игроки рынка. По словам продюсера компании «Большое кино» Гевонда Андреасяна, кинопроизводители применяют высокие технические стандарты во время работы над проектом и удивляются, когда им начинают поступать жалобы от зрителей на звук: в одних сценах плохо слышны диалоги, в других – наоборот, слишком громко. «Так происходит, если в кинотеатре работает не Dolby 5.1, а стерео. В итоге все это влияет на качество кино, и люди начинают думать: зачем идти в кинотеатр, если можно спокойно посмотреть фильм у себя дома на телевизоре с настроенным звуком? Кинотеатры иногда сами способствуют тому, чтобы развивался рынок онлайн-видео», – констатирует продюсер, справедливо замечая, что зритель судит о качестве в комплексе – оценивая не только сам фильм, но и то, как кинотеатр обеспечил его показ.
По словам продюсера Алексея Учителя, создатели картин болезненно реагируют, когда сталкиваются на показах с недостатками в технических параметрах. «К примеру, мне кажется, во всех кинотеатрах звук тише, чем это нужно. Уровень звука выставлен по средним показателям, а восприятие современного звука должно быть ярче и громче. По изображению могу сказать, что некоторые современные экраны с серебряным покрытием вызывают странное ощущение: по центру изображение яркое, а по краям оно темнеет. Если сидишь в центре, то смотреть комфортно, если на боковых рядах – уже идут искажения», – считает продюсер СТРЕЛЬЦОВА и МАТИЛЬДЫ.
«Мы с кинотеатрами находимся в одной лодке. Начиная со съемок фильма и заканчивая финальным показом все должно соответствовать определенному качеству для того, чтобы зритель был готов за него заплатить. Если кто-то в этой цепочке делает что-то не так, все идет прахом, – подчеркивает Гевонд Андреасян. – Мы просто будем терять с каждым годом в посещаемости и в какой-то момент все окажемся в онлайне – и на этом все закончится. Со стороны онлайн-платформ бывают предложения сразу выкупить кино без проката, но мы настаиваем на выходе в кинотеатрах – часто в ущерб себе. Попытки выйти на больших экранах стоят денег, и в какой-то момент они перестанут быть целесообразными».
Генеральный продюсер компании Yellow, Black and White Денис Жалинский делает акцент на том, что сейчас видно влияние пандемии коронавируса на качество кинопоказа. «В период временного простоя, когда киносети и независимые кинотеатры несли огромные убытки, вопросы технического обслуживания оборудования не были среди ключевых приоритетов. У нас до сих пор есть кинотеатры в регионах, где стоит некачественное оборудование», – рассказывает он. Низкий технический уровень киноплощадок заставляет продюсеров совместно с партнерами корректировать стратегию дистрибуции своих проектов. «Именно поэтому мы с партнерами зачастую отдаем предпочтение крупным сетям, где есть понимание единого стандарта. Это определенная гарантия того, что проект будет показан в формате, который задуман авторами, а это наш главный фокус. Но такой подход, конечно, не способствует развитию индустрии и здоровой конкуренции, поддержке малого бизнеса и региональных игроков», – считает Денис Жалинский. А Гевонд Андреасян добавляет, что во время карантина в стране под сокращение попало очень много киномехаников и технических специалистов. «Невозможно работать без того количества людей, которое было раньше. Их и так не хватало для удерживания качества, а сейчас стало в два-три раза меньше», – сетует он.
СЕТИ В ПОРЯДКЕ
Стоит сказать, что длительный карантин в 2020 году нанес удар по кинотеатрам не только в плане оттока аудитории. От незапланированного простоя пострадали многие площадки по всей стране, поскольку при запуске оборудования, когда зрительский поток начал возвращаться, возникали технические проблемы: где-то сели батарейки в серверах, где-то сбилось время на внутренних часах серверов. Все эти сбои привели к дополнительным финансовым затратам со стороны кинотеатров. Однако показчики считают, что следствием этого стало более внимательное отношение к рекомендациям поставщиков и инсталляторов относительно эксплуатации оборудования. В итоге качество кинопоказа, по мнению некоторых игроков, даже стало расти. В этом смысле мнение показчиков кардинально расходится с мнением продюсеров. «В целом по стране сейчас качество на уверенную четверку. К сожалению, чтобы дотянуть до пятерки, нужно повышать квалификацию кадров (киноинженеров) в малых кинотеатрах и на площадках, открытых по программе Фонда кино, и оснащать эти объекты необходимым оборудованием, – считает заместитель руководителя отдела кинопроката управляющей компании сети кинотеатров «Синема 5» Елена Крашенинникова. – Дело в том, что малые кинотеатры не обладают требуемым набором оборудования – таким как колориметры и шумомеры, например. Эти приборы очень дорогие, стоят сотни тысяч рублей, в связи с чем контроль качества изображения и звука проводится, как правило, один-два раза в год во время технического обслуживания подрядными организациями и инсталляторами. А кино, как вы понимаете, показывается каждый день».
В крупных киносетях и вовсе не видят какой-либо взаимосвязи между качеством кинопоказа и карантином, поскольку ими стандарты обслуживания кинотехнологического оборудования соблюдаются даже в сложную посткарантинную эпоху. «У нас практически не бывает жалоб на качество кинопоказа, – заверяет директор по маркетингу сети «Киномакс» Ирина Туманова. – Единственным исключением, наверное, был случай с демонстрацией восстановленной копии ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ. На больших экранах IMAX действительно было не самое высокое качество картинки. Но тут, к сожалению, мы все оказались заложниками ситуации: фильму более двадцати лет, и копия была предоставлена во все кинотеатры именно в том виде, в каком ее увидел зритель. Но это скорее исключительный случай, в целом вопросов к качеству изображения практически не бывает».
Ситуацию с перевыпуском фэнтези-франшизы, снятой Питером Джексоном, упоминают и другие площадки. Но при этом нередко возникают и другие технические проблемы, которые от самого кинотеатра не зависят. Например, если фильм был снят в формате IMAX, в кинотеатры, где нет этого премиального формата, может прийти копия со сдвинутым экранным каше, что создает трудности при демонстрации. «В связи с этим есть некое пожелание к нашим дистрибьюторам. Прежде чем прислать нам копию, отсмотрите ее, пожалуйста. Потому что не во всех кинотеатрах есть IMAX, и нам важно, чтобы копия приходила в готовом техническом состоянии в плане изображения», – просит управляющий омским кинотеатром «Вавилон» Борис Собко.
Дистрибьюторы отмечают, что им от кинотеатров поступает не так много сигналов, связанных с техническими неполадками. И в основном они касаются редких и специфических форматов. «К нам как к кинопрокатной компании технические жалобы могут поступать только в связи с прокатом контента нестандартного формата, например, HFR (High Frame Rate 120 кадров в секунду) или контента 25 кадров в секунду, – рассказывает технический директор «Централ Партнершип» Наталья Иванова. – При подготовке проката HFR-контента мы проводили массовое тестирование оборудования на предмет выявления возможных проблем. Что касается фильмов в формате 25 кадров в секунду, то все еще существуют кинотеатры, которые не могут воспроизводить контент в связи с отсутствием более нового оборудования. Конечно, в каждом конкретном случае мы решаем проблему с площадкой напрямую и стараемся найти выход для осуществления успешного проката».
В целом показчики сходятся во мнении, что для сохранения технического качества и повышения его уровня достаточно не пропускать плановые осмотры оборудования. «В нашей сети регулярно проводится техническое обслуживание кинопроекционного оборудования, в процессе которого проходят тесты всех систем на соответствие стандартам кинопоказа как аудио (отстройка уровней громкости всех каналов, проверка низких и высоких частот), так и видео (четкость и яркость картинки)», – отмечает начальник отдела кинотехнологий «Москино» Николай Ефремов. Так, для выявления возможных дефектов в киносетях действует специальный технический кинопарк – различные спектрометры, акустические анализаторы и так далее. Все это сложное инженерное оснащение анализирует качество звука и картинки и своевременно выявляет возникающие проблемы. Но что делать отдельным кинотеатрам, которые не могут себе позволить такие системы? Учитывая нынешние кассовые сборы, мало какая площадка сейчас работает с прибылью, большинство балансирует на грани самоокупаемости. «Безусловно, надо держаться. Это как с автомобилем – нужно поддерживать его состояние, иначе он может сломаться в самый ответственный момент. Соответственно, обслуживание на первом месте», – уверен директор компании по созданию и управлению кинотеатрами «Новое измерение» Евгений Буслейко. По его словам, большую чистку аппаратуры в кинотеатре рекомендуется проводить раз в год, но если так не выходит, то нужно делать это хотя бы раз в два года. Гарантийные часы есть у каждой лампы. «Час работы лампы стоит от одного до двух евро. Три месяца отработала – по идее, надо покупать новую. А если не на что? Соответственно, яркость картинки падает. С другой стороны, когда качество ухудшается еще больше, поступают жалобы от зрителей, и в какой-то момент они могут выбрать другой кинотеатр или даже отказаться от похода в кино в пользу просмотра дома», – предупреждает показчик.
НЕТ СТАНДАРТА – НЕТ КАЧЕСТВА
По словам технического директора группы компаний Incine, главного научного сотрудника лаборатории визуальных изображений НИКФИ Александра Зенина, проблемы с качеством кинопоказа в России возникают из-за отсутствия должной нормативной базы. Во-первых, в настоящее время деятельность кинотеатров в нашей стране не является лицензируемой, какой она была до начала двухтысячных годов. То есть сейчас предприниматель не должен спрашивать у государственной организации, может ли он по своему проекту строить кинотеатр или нет. Второй момент связан с тем, что с переходом на цифровое оборудование в России не был утвержден национальный стандарт критериев качества кинопоказа. «В любом случае нужен какой-то документ, регламентирующий то, каким должно быть кино на экране. У кинопроизводства такой стандарт есть, крупные кинокомпании знают о критериях, которые надо соблюдать, это касается картинки и звука. Киностудии, которые производят кино, придерживаются международных стандартов. Но у нас в стране даже лучшие кинотеатры соответствуют нижней границе этих стандартов. И это не вина показчиков, потому что они не знают, как должно быть. В большинстве случаев они ориентируется на инсталляторов, которые тоже не всегда в этом разбираются», – подчеркивает эксперт.
Таким образом, сейчас в нашей стране нет ни субъективных, ни объективных критериев качества кинопоказа. Министерством культуры установлены показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями культуры. Документ касается и работы кинотеатров, но, во-первых, носит рекомендательный характер, а во-вторых, не затрагивает технические аспекты.
Масла в огонь добавляет тот факт, что зрители начали сравнивать качество домашнего и кинотеатрального просмотров. По данным ретейлера «М.Видео – Эльдорадо», по итогам девяти месяцев 2020 года российский рынок телевизоров увеличился на 17% в штуках и на 10,5% в деньгах, до порядка 5,1 млн устройств и 111,5 млрд рублей. Всплеск покупок, разумеется, был спровоцирован самоизоляцией, во время которой россияне активно смотрели кино и сериалы дома. Как итог – многие ощутили разницу. «Телевизоры практически все, даже самые дешевые, обладают системой автоматического выравнивания яркости. Это во-первых. Во-вторых, эту яркость можно вручную подогнать, – объясняет Александр Зенин. – Опять же, есть стили изjбражения – можно ставить или более теплые тона, или более холодные. Громкость звука пультом регулируется. Самая простая домашняя система 5.1 звучит гораздо лучше, чем в большинстве кинотеатров, хотя бы потому, что звук здесь направленный. Плюс стриминговые платформы отдают звук компрессированным, он уже вычищенный, грязи, как в кинотеатре, здесь быть не может. А уж если смотреть кино в наушниках, то будет еще лучше».
К тому же домашние технологии становятся дешевле, на что указывает уменьшение средней цены телевизора до 22 тысяч рублей – при популярности больших диагоналей и увеличении спроса на модели с функциями Smart TV. Причем устройства с диагональю более 60 дюймов теперь стоят дешевле примерно на 20%, а 55–60 дюймов – на 10%. Спрос на модели с разрешением 4К и выше вырос на четверть, модели с большими диагоналями (от 55 дюймов) продаются на треть чаще, растет спрос и на 8К-телевизоры. Впрочем, председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин считает, что телевизоры с высокой четкостью изображения не могут быть конкурентами кинотеатрам, поскольку это больше удел гиков. Но в целом технологии – да. «Зритель уже воспитан на сверхъярком, сверхчетком изображении домашних телевизоров. Очевидно, что наблюдается общая тенденция улучшения качества домашнего экрана. Последние модели смартфонов показывают изображение с широким динамическим диапазоном и широким цветовым охватом, – подчеркивает глава АВК. – Глаз потребителя к этому привыкает, а потом он сравнивает это с картинкой в кинозале, и чаще всего – не в пользу кинотеатра. Это как сегодня предложить зрителю посмотреть кино на VHS: когда пленка зажевывается, цветные полосы идут, картинка распадается на строчки – вот такое же ощущение. Зритель становится более насмотренным и привычным к качественной картинке. Поэтому кинотеатрам сегодня уже надо догонять».
К тому же качество кинопоказа – это не всегда вопрос только проектора и звуковой системы. Это еще вопрос дизайна зала, его геометрии, деталей. Например, в последнее время появилась мода делать светлые залы, в результате во время просмотра фильма зритель замечает отблески на стенах или на потолке. На ощущения способна влиять и подсветка ступенек, от которой может идти засвет на экран. Наконец, не стоит забывать про светящиеся табло с надписью «Выход», которые часто располагаются в подэкранной зоне и тоже бьют по глазам. По словам Березина, уверенным можно быть разве что в кинозалах, спроектированных корпорацией IMAX, поскольку их специалисты контролируют качество, и такие помещения строятся более осознанно.
ТУТ ВАМ НЕ СТОЛИЦА
Исследование «Невафильм Research» по предпочтениям киноаудитории показывает, что качество кинопоказа в критериях выбора кинотеатра – на одном из первых мест. При этом в регионах к этому вопросу подходят еще более тщательно, нежели в крупных городах. «Мы заметили определенный паттерн. Вопросы по качеству показа чаще всего приходят из отдаленных регионов с низкой конкуренцией игроков, где у зрителей нет возможности выбирать из нескольких кинотеатров лучший», – приводит данные генпродюсер Yellow, Black and White Денис Жалинский.
Это подтверждает и Борис Собко, которому, по его собственному признанию, приходится буквально биться за каждого зрителя, особенно сейчас. «Когда я бываю в Москве, то задаюсь вопросом: почему я должен садиться в кресло, которое все в шерсти или в пятнах? Иногда возникает мысль, что у управляющих московскими кинотеатрами немного другие цели и задачи, нежели у нас. Потому что в столице совсем другая численность населения, и кажется, что зритель и так придет в кино. В Омске просто так не придет, нужно биться», – заявляет управляющий кинотеатром «Вавилон». Доходит до смешного: некоторые зрители жалуются на вкус колы, которая, по их мнению, недостаточно сладкая. «В былые времена, когда мы были немного более сытые, я подал бы книгу жалоб, и все. А сейчас я этого позволить себе не могу. Важно, чтобы посетитель был доволен. Пока что формула «клиент всегда прав» работает», – констатирует показчик.
РАЗОЙТИСЬ ПО КЛАССАМ
Решением проблем с качеством кинопоказа могло бы стать создание единого стандарта, четких критериев, которым должны были бы следовать кинотеатры. Возможно, стоило бы задуматься о классификации киноплощадок по уровню технического оснащения. Например, Александр Зенин напоминает, как это было в Советском Союзе. Тогда кинотеатры делили на три категории: широкоформатные (премьерные) площадки, обычные широкоэкранные и сельские кинотеатры или кинопередвижки. Государство осуществляло жесткий контроль технического состояния кинотеатров, и в случае выявления неполадок заведение могли закрыть на два месяца, обеспечив его всем необходимым для приведения в порядок.
Конечно, в нынешних условиях рыночной экономики такое сложно себе представить. Плюс наученные горьким опытом российские кинотеатры уже как огня боятся любого вмешательства государства. Даже слово «госрегулирование» вызывает у показчиков палитру негативных эмоций. Олег Березин считает, что можно было бы начать с создания системы добровольной сертификации кинотеатров. Такой проект сейчас разрабатывается на базе АВК. «Задача не в том, чтобы заработать денег на этом, а в том, чтобы владельцы кинотеатров понимали, что так и что не так. Думаю, это приведет к общему повышению качества кинопоказа. Но тенденция расслоения кинотеатров по уровню качества скорее всего продолжится. И в итоге мы можем вернуться к ситуации, когда в стране будут и первоклассные, высококачественные кинотеатры, и «Жигули», – резюмирует Березин.
При поддержке Фонда кино
28.05.2021 Автор: Дмитрий НЕКРАСОВ, Рая БАШИНСКАЯ, Никита НИКИТИН