Альтернативная реальность. Часть 2
Продолжение материала о слете АВК в Воронеже
Александр Букреев, руководитель компании «ПилотКино» и представитель кинотеатра Дома журналиста в Москве, считает, что арт-контент вполне может работать и без пресловутой событийности. Букреев привел в пример историю киноцентра «Соловей», который годами крутил знаковые авторские картины, не сопровождая их никакой «дополнительной стоимостью». Уже упомянутый кейс компании «Иноекино» служит примером стабильной и регулярной работы со своей целевой аудиторией, когда событийность стала использоваться лишь как вторичный маркетинговый инструмент. Как известно, компания Бажина от точечных показов плавно перешла к регулярному прокату ретро фильмов. По мнению Букреева, ключевая проблема арт-сегмента – пресловутое давление мейджоров, которые продолжают «отъедать» слишком много экранного времени у альтернативных релизов. Букреев призвал кинотеатры и дистрибьюторов объединиться: «Если мы выработаем систему коллективного принятия решений, это кратно увеличит доходы как кинотеатров, так и не зависимых прокатчиков. Пока же рынок недополучает огромные деньги. Средняя заполняемость и до коронавируса падала на протяжении нескольких лет. В то же время слаженная работа кинотеатра и дистрибьютора по привлечению зрителя производит взрывной эффект».
Участники слета сошлись на том, что потенциал развития арт-сегмента не исчерпан как в Москве, так и в регионах. При этом предельная планка посещаемости даже самых успешных арт-мейнстримных проектов (альтернативный контент еще более специфичен и сегментирован), по подсчетам БК, на данный момент по-прежнему не превышает 300 тысяч человек, как и несколько лет назад.
ОКНО В ЕВРОПУ
Доцент кафедры продюсирования Санкт Петербургского института кино и телевидения Ксения Леонтьева подробно рассказала на слете о программах CNC France и Europa Cinemas по поддержке кинопоказа артовых и европейских фильмов. Целями программ, среди прочих, являются расширение показа картин, созданных в Европе и при участии фонда Eurimages, и развитие сетей кинотеатров и дистрибьюторов европейского кино. Во Франции предполагается два вида поддержки – автоматическая помощь в виде субсидий и селективная помощь площадкам со сложным репертуаром в конкурентной обстановке, а также залам, работающим с редкими или так называемыми «хрупкими» фильмами (то есть с росписью до 80 кинотеатров на старте).
Программные критерии оценки кинотеатров и по рядок поддержки на удивление сложны. Например, для получения помощи площадкам требуется соответствовать множеству требований – по срокам работы, числу сеансов и мест, минимальной посещаемости в год и техническому оснащению. Леонтьева предложила подумать над тем, чтобы перенять часть французского опыта. В частности, ввести квалификацию фильмов, показ которых позволит площадкам получать поддержку. Такими фильмами могут быть ретро-релизы, детские, фестивальные картины, ленты редких стран, «хрупкие» и различные отечественные проекты. Критериями от бора кинотеатров могли бы быть доля сеансов квалифицируемых фильмов, мероприятия в поддержку проектов, а также различные географические и конку рентные критерии. Участникам слета понравилась данная инициатива, хотя всем было очевидно, что перенести французскую систему на российскую почву будет крайне затруднительно.
Олег Березин рассказал, что у него было намерение написать специальную программу поддержки арт-кинотеатров. С мыслями о ней он и начинал подготовку к слету. Однако конкретной цели написать эту концепцию поддержки сейчас нет, признался глава АВК: «Если мы сообща почувствуем, что потребность в такой программе есть и мы в силах ее сформулировать, тогда начнем двигаться в этом направлении. Ведь нельзя просто прийти в министерство культуры и попросить создать систему поддержки. Требуется сформулировать программу самим, сразу предложить работающий концепт – это требует большого труда. И важно не забывать, что активная деятельность в сфере художественных кинотеатров, увеличивающая количество людей, которые начинают думать и критически относиться к окружающей действительности, может вызвать совершенно разную реакцию «наверху». Не все заинтересованы в том, чтобы интеллектуальный уровень страны продолжал расти».
ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРЕЗАНИЯ
О «хрупкости» арт-кино и тех рисках, которое подобное кино порой несет для дистрибьютора на нашем рынке, прямо во время слета напомнил кейс СУПЕРНОВЫ. Вокруг драмы с участием Колина Ферта и Стэнли Туччи в среде журналистов и активных зрителей несколько дней назад развернулась бурная дискуссия. Стало известно, что картина появилась в российском прокате в цензурированном виде. Из фильма была удалена трехминутная интимная сцена между главными героями. Участникам дискуссии это напомнило случай с картиной РОКЕТМЕН, посвященной биографии Элтона Джона, когда компания «Централ Партнершип» удалила из фильма ряд провокационных фрагментов.
Глава World Pictures Сергей Щербинин в разговоре с БК сообщил, что проект может появиться в российских кинотеатрах в полной версии: «Документы на прокатное удостоверение полной версии фильма поданы в Минкультуры 18 марта. Заявленная дата начала проката новой версии ленты – 22 марта. При этом прокат полной версии фильма пока кинотеатрами не подтвержден». Он отметил, что подводить итоги сложившейся ситуации преждевременно. «Было бы интересно сравнить результаты проката сокращенной и полной версий и после этого делать какие-то выводы», – предложил Щербинин.
Ситуация еще будет развиваться, но на текущем этапе она вызывает ряд вопросов. Не очень ясно, что именно заставило прокатчика взяться за ножницы. Совсем недавно без каких-либо эксцессов прошли в кинотеатрах прямые аналоги СУПЕРНОВЫ – новая картина Франсуа Озона ЛЕТО’85 и режиссерский дебют Вигго Мортенсена ПАДЕНИЕ. Понятно желание прокатчика повысить коммерческую привлекательность проекта за счет удаления сцены, которая может не понравиться ряду консервативно настроенных зрителей. Однако в данном случае целевая аудитория как раз максимально лояльна ЛГБТ-тематике. И кассовый недобор СУПЕРНОВЫ по сравнению с тем же ЛЕТОМ’85 или, например, ЛУННЫМ СВЕТОМ говорит о том, что часть этой аудитории, узнав о манипуляциях дистрибьютора с картиной, скорее воздержится от похода в кино – то есть экономический эффект будет прямо противоположен задуманному.
Следующим очевидным претендентом на попадание под нож дистрибьюторской самоцензуры выглядел румынский фильм под рабочим названием НЕУДАЧНЫЙ ТРАХ, ИЛИ БЕЗУМНОЕ ПОРНО, победивший на Берлинском кинофестивале. Однако глава компании Capella Film Надежда Мотина рассказала БК, что у прокатчика нет в планах купировать картину: «Этот фильм нельзя резать. Первые три минуты важны для художественного восприятия. В свое время в КОРОЛЕВЕ СЕРДЕЦ мы убрали буквально две секунды, которые не повлияли на историю. Сцена секса была сохранена, и зритель переживал полностью, что происходит. В случае с фильмом Раду Жуде купировать – значит разрушать основу фильма, причину конфликта и отправную точку повествования. Мы еще не получили материалы по БЕЗУМНОМУ ПОРНО и не предоставили его в Минкультуры. Но с вероятностью в 90 процентов нам официально откажут в выдаче прокатного удостоверения, и мы будем работать с фестивалями и территориями, которые смогут показывать фильм. Поэтому купировать его не будет даже формальной необходимости. Мы делаем сознательную ставку на точечно-событийный, фестивальный прокат».
ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ
К концу слета некоторых участников стали посещать мысли о создании ассоциации художественных кинотеатров. В разговоре с БК Олег Березин подчеркнул, что такой цели нет: «Ассоциации возникают, когда появляется необходимость создания внешней оболочки для сообщества людей, которые и так уже организовались. Именно так в свое время возникла АВК. Но я допускаю, что рано или поздно будет создана какая-то структура. Однако вряд ли она возникнет на базе АВК – все-таки состав игроков сегмента художественных кинотеатров более разнообразный, чем только владельцы кинотеатров. Мне нравится идея объединения кинотеатров, но пока не идея создания ассоциации. Объединение кинотеатров – площадка для общения, а не формальная организация. Лично я – сторонник предпринимательского движения. Я верю в мотивацию предпринимателя, а не в мотивацию эффективного менеджера. Именно предприниматели способны развивать не только рынок, но и все остальное. Грубо говоря, я больше верю в Илона Маска, чем в «Роскосмос».
24.03.2021 Автор: Никита НИКИТИН