top banner

Алексей Красовский: «Я бы не выделял монофильмы из общего ряда»

Автор: Павел Гайков

9 июня 2016

Режиссер и автор сценария фильма «Коллектор» о своем проекте-участнике «Кинотавра»

КОЛЛЕКТОР Алексея Красовского – один из множества дебютов в конкурсе этого года. Все действие фильма ограничено стенами запертого офиса, время – одна ночь. Коллектор, герой Константина Хабенского, привык мастерски манипулировать людьми и находить их слабые точки, чтобы выбить долги, но вдруг он сам становится жертвой. В Интернете появляется провокационное видео с его участием, и у него есть несколько часов, чтобы раскопать истоки конфликта и восстановить свое честное имя. 

Алексей, насколько нам известно, вы нашли продюсеров и инвестиции еще до того, как было утверждено имя исполнителя главной роли. Как вам это удалось?

Прежде чем сделать КОЛЛЕКТОРА, я написал несколько полнометражных сценариев, которые были хоть и куплены, но не запущены в производство. В какой-то момент мне надоело работать с людьми, которые боятся рисковать: затронуть острую тему, не получить безвозвратные деньги от государства... Кино не должно начинаться с ожидания ответа от чиновников. А у нас, какой бы безумной ни была ваша идея, вы часто сталкиваетесь со стеной. Для меня монофильм – это еще и форма протеста. Попытка доказать всем этим людям, что фильмы можно снимать по-другому. С этим сценарием я обошел практически всех известных продюсеров. Многие говорили приятные слова про сюжет, но не готовы были участвовать финансово. Человек пять согласны были дать деньги, но при условии, что это будет актер, которого выберут они. Дмитрий Руженцев оказался единственным, кто поверил в историю и не требовал, чтобы я сперва подписал звезду. Отснятый материал я показал другому продюсеру, нам предстояло еще озвучание и цветокоррекция, так в нашей команде появился Георгий Шабанов и его All Media. Мы трезво оценивали перспективу такого фильма, поэтому старались уложиться в очень скромный бюджет, который наверняка смогли бы окупить, даже если бы результат не добрался до кинотеатров. Не секрет, что большинство российских картин глубоко убыточны. Поэтому нам, с одной стороны, хотелось создать независимый фильм, с другой – показать пример, что такая модель может быть выгодной для инвесторов. 

Почему вы не стали обращаться за господдержкой?

Это было одним из моих условий. Я работал на этом фильме бесплатно, и мне хотелось, чтобы продюсеры разделили финансовые тяготы, а не стояли в очереди в Госкино. Я рад, что у людей благодаря госфинансированию есть работа, но индустрия поднимется, если борьба за эту работу будет честной, а этого пока нет. Каждый год мы видим одних тех же людей, получающих заветные миллионы. Каждый год мы отвечаем Голливуду своими вампирами, а затем читаем о новых кассовых провалах. Если уж нельзя положить этому конец, то не встраиваться в эту систему можно. 

Как в проекте появился Константин Хабенский?

Все было прозаично: я отправил сценарий Константину, мы встретились, поняли, что представляем себе развитие этого героя примерно одинаково, и тронулись в путь. Сценарий обсуждали в основном по электронной почте. День ушел на репетицию перед съемками. К этому моменту мы уже нашли объект и представляли, что и как будем делать.

Расскажите, пожалуйста, о его герое. Неужели у коллектора могут быть положительные черты?

Артур – талантливый манипулятор. Деньги его интересуют в последнюю очередь. Ему нравится общаться с людьми, узнавать их тайны, находить разные рычаги давления. Он любит играть разные роли, в этом его метод близок к актерской профессии. Иногда, как все азартные люди, Артур переходит черту и наживает врагов. Наш фильм в том числе про его друзей, которые оказались еще хуже...

Тема работы коллекторов в последние месяцы стала очень злободневной – сейчас в Думе идет работа над законопроектом, касающимся методов их деятельности. Почему вас привлекла эта тема?

Год назад, когда я написал сценарий, эта тема, точнее, эта профессия, еще не была злободневной. На мой взгляд, коллекторам просто не повезло – сегодня их решили объявить врагами народа. Когда половина населения страны живет в долг, обернуть гнев против коллекторов не так уж и трудно. Сложнее поверить, что в этой профессии много обычных и даже приятных людей. Нас консультировал один из таких.

Вам или вашим близким случалось сталкиваться с недобросовестными коллекторами?

Нет, хотя кредит в банке я брал не раз. Не думаю, что все эти страшилки, которыми сегодня пестрит Интернет, действительно имеют место. Наша история, повторюсь, не только про коллекторов – на месте нашего героя мог быть представитель другой профессии. Сюжет от этого сильно не пострадал бы.

Для чего было выбрано ограничение пространства действия?

Отчасти причина, конечно, экономическая, не буду лукавить. Хотя я люблю препятствия. И чем их больше, тем интереснее. Главная сложность – оправдать такой подход драматургически, а не просто посадить человека перед камерой и дать ему выговориться.

За счет чего удается сохранять динамику и интерес зрителя?

Наш коллектор весь фильм ведет расследование, ищет человека, который загнал его в угол. Он пытается понять мотив в надежде, что это как-то поможет ему выбраться. Есть преступление (и даже не одно) и есть развязка: структура истории напоминает детектив, однако как только вы получаете ответ на один вопрос, тут же появляется новая загадка. И так до самого конца, о котором мы спорили все время, что снимали фильм. Главная трудность, пожалуй, была в том, чтобы замкнутое пространство не казалось таким зрителю, чтобы не давило и не было чувства, что смотришь спектакль. С самого начала я знал, что это будет ночная история, и тут меня выручил оператор Денис Фирстов, который придумал, как выкрутиться, чтобы в кадре было видно все необходимое.

Насколько уместно сравнение с недавно вышедшими ЛОКОМ, ПОГРЕБЕННЫМ ЗАЖИВО и другими фильмами одного актера в ограниченном пространстве? Какие ваши любимые картины в этом жанре? Пересматривали ли вы их, готовясь к работе?

Если на сайте IMDb набрать «один актер» или «одно место действия», вы увидите массу картин, но это не значит, что все они – родственники или чем-то обязаны друг другу. Российский зритель в этом смысле похож на российского продюсера, который тоже считает, что все сюжеты придуманы и ничего нового создать невозможно. Нет, мы не думали копировать ЛОКА или ТЕЛЕФОННУЮ БУДКУ, в котором тоже есть мужчина, весь фильм разговаривающий по телефону. Я бы не выделял монофильмы из общего ряда, мне очень нравится ОЛЕАННА Дэвида Макета, но там два актера. Специально перед съемками я ничего не смотрю по банальной причине: я не могу сфокусироваться на чужом кино, все мысли заняты подготовкой. 

Где проходили съемки и сколько они продлились? Сложно было их организовать в условиях графика Константина Хабенского?

Фильм сняли за семь ночных смен в бизнес-центре, срок небольшой, на это время можно выцепить любого артиста. Константин выделил еще один день на репетицию, и дальше мы двигались по хронологии, то есть снимали последовательно сцену за сценой за исключением нескольких сложных кадров, для которых нам нужен был стедикам. Были небольшие накладки, но серьезных проблем у нас не возникало. Говорят, новичкам везет.

Как вам удалось собрать столько известных актеров для озвучания? В списке Евгений Стычкин, Полина Агуреева, Татьяна Лазарева, Игорь Золотовицкий и многие другие. 

Мне важна была не известность, а голос, за которым узнавался бы типаж. Например, Дарью Мороз я еще не видел в образе светской львицы, но по голосу легко мог представить. Никита Тюнин – человек молодой, но может звучать, как побитый жизнью мужчина за пятьдесят. У меня хорошая память на голоса, поэтому искать актеров было нетрудно. Самой сложной мне казалась роль вдовы, из-за которой у коллектора начались неприятности. Мне хотелось, чтобы к голосу роковой женщины добавились хулиганские нотки, чтобы даже когда Артур ее не видит, то чувствует ее присутствие рядом. Это была единственная «закадровая» роль, которую мы записывали на площадке вместе с Ксенией Буравской.

Есть ли уже дистрибьютор фильма и ориентировочная дата релиза?

Дистрибьютор – All Media. Надеемся, до зрителя фильм доберется осенью, точную дату объявим после Кинорынка в Сочи, там же представим и нашего прокатчика. 

Самое читаемое

Фестиваль «Короче» представил конкурсную программу
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 июля – 4 августа 2024 года
Подробнее
Okko рассказал о новинках августа
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках августа
Подробнее
РОСКИНО проведет фестиваль российского кино в Китае
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 1–4 августа
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Собиратель душ» продолжает лидировать
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках августа
Подробнее
От видеоконтента к искусству сериала: предварительные результаты работы ИРИ в 2022-2023 годах
Подробнее
Касса России: пиратский «Дэдпул и Росомаха» возглавил прокат
Подробнее
Стартовал кинофестиваль «Одна шестая»
Подробнее
АПКиТ и Департамент культуры Москвы подписали соглашение о сотрудничестве в кинопарке «Москино»
Подробнее
Google отрицает причастность к проблемам работы YouTube в России
Подробнее
Касса четверга: хоррор «Собиратель душ» вновь в лидерах
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в июле 2024 года
Подробнее
В сентябре в Железноводске состоится первый выпуск фестиваля Ferrum
Подробнее
Совет Федерации одобрил законопроект о запрете пропаганды наркотиков
Подробнее
Новые «Люди Икс» могут выйти в 2027 году
Подробнее
Фестиваль «Будем жить» представил программу и жюри
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Она такая классная»
Подробнее