top banner

Елена Хажинская: «Нас вынудили научиться зарабатывать на прокате нелицензионного контента»

Автор: Рая Башинская

6 февраля 2023

Руководитель компании «Оптима кино», занимающейся репертуарным планированием в 54 кинотеатрах России и СНГ, рассказала БК о задачах нового партнерства, итогах прошлого года и перспективах наступившего

В декабре 2022 года букинг-агентство «Оптима кино», Ассоциация владельцев кинотеатров и медиагруппа «Красный квадрат» объединились в маркетинговый союз для продвижения российских фильмов. Альянс предлагает комплекс услуг – от экспертизы, разработки стратегии маркетинга и PR до работы с различными партнерами, включая кинотеатры. 

Новогодний прокат дал вам какую-либо пищу для размышлений? В чем вы видите причины столь мощного притока аудитории в кинотеатры?

Основной вывод – аудитория в кинотеатры готова ходить. И это радует. Главное, чтобы предложение было интересным. Причины притока обсуждает вся индустрия, и мнений много. В прокат вышел интересный массовой публике фильм с хорошей рекламной кампанией, у зрителей накопился отложенный спрос, так как люди год не ходили в кино. Все устали – хочется чего-то легкого, сказочного, отвлекающего. Ярко-оранжевый солнечный фильм даже от серой плюшки на небе очень отвлек. Не знаю, как у большинства читателей в городах, а в Москве солнца уже месяц не видно. Помимо ЧЕБУРАШКИ, были и другие хорошие предложения – ЧУК И ГЕК, ЕЛКИ 9, НЕПОСЛУШНИК 2, ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 5 – все они показали очень достойные цифры. МИРА сильно недоработала. Мои личные прогнозы были гораздо выше ее итогового бокс-офиса. В причинах надо разбираться. Отличное кино не должно вот так теряться. Может быть, дата оказалась не та или надо было иначе рекламировать картину.

Какие у вас ожидания от наступившего года?

Я оптимист, поэтому ожидания от наступившего года у меня хорошие. После такого начала понятно, что хуже прошлого он быть не может. Прогнозирую, конечно, только сегодня и только для нашего бизнеса. Прогнозировать в нынешнее время – дело неблагодарное. Я вижу в новом году несколько потенциальных «миллиардеров». Правда, некоторые из них не имеют дат, а другие сгрудились на «сытном» времени года. Но само их наличие уже обнадеживает. В целом глобальное ожидание одно – скорейшего нам всем мира.

Как будет развиваться «Оптима кино» в новом году?

«Оптима кино» – это дружная семья кинотеатров, у каждого из которых свой путь, свой владелец, свой репертуарный план и своя публика. Все эти кинотеатры очень разные – от муниципальных однозальников до больших восьми- и девятизальников в крупных торговых центрах. В марте мы думали, что к концу года потеряем половину своих клиентов, но прогнозы не сбылись. Уверена, что в нынешнем году у нас появятся новые клиенты, сейчас время оптимизации бизнеса, а мы как раз про это. Иметь собственный отдел букинга дорого, а с помощью нас владельцы кинотеатров экономят и получают максимальную экспертизу.

Ряд экспертов высказывал опасения, что после завершения новогоднего периода кинотеатры будут активно закрываться. Согласны ли вы с этим?

Нет, не согласна. Во-первых, за год мы научились работать не то что с затянутыми поясами, а научились вообще не есть и не пить. Во-вторых, нас вынудили научиться зарабатывать на прокате нелицензионного контента. Повторюсь: вынудили. Профильное министерство отказывается вести диалог о поддержке кинопоказа, зато поддерживает кинопроизводство, предполагая, что одно перетечет в другое. Но в 2022 году не перетекло, а в 2023-м мы увидим результаты увеличенного финансирования только под конец года. Именно работа с нелицензионным контентом позволяет части кинотеатров не закрыться, не уволить сотрудников, не оставить город без единственного кинотеатра, а продолжать радовать зрителей самым дешевым и приятным видом досуга.

С какими итогами сеть «Оптима кино» завершила 2022 год? Как изменилось количество кинотеатров? Насколько выручка сети просела по отношению к 2021 и 2019 годам?

Мы еще не подвели окончательных финансовых итогов, поэтому в абсолютных цифрах сказать сложно. Однозначно в минусе, но еще не посчитали, в каком именно. Если говорить о количестве площадок, которыми мы управляем или предоставляем репертуарный консалтинг, то сокращения произошли существенные. В январе 2022 года у нас было 80 кинотеатров, в январе 2023 года – 54. Ушли зарубежные клиенты. Но в декабре и январе открылись три ранее закрытых кинотеатра и два абсолютно новых.

Как в целом сейчас работают ваши кинотеатры?

Весной многие наши площадки перешли на сокращенный рабочий день, потом – на сокращенную рабочую неделю, показывая кино с четверга по воскресенье. Многозальники остановили кинопоказ в части залов. К Новому году все кинотеатры перешли на полноценную рабочую неделю всеми залами. В течение февраля станет понятно, необходимо ли будет снова сокращать рабочее время и залы. Надеюсь, что нет.

Расскажите, пожалуйста, о партнерстве «Оптима кино» с АВК и медиагруппой «Красный квадрат». В чем оно будет заключаться?

Достаточно долгое время я наблюдаю, как хорошие российские фильмы с потенциалом недобирают кассу. С уходом мейджоров и больших голливудских блокбастеров это стало еще более заметным. Понимаю, что прокатчики не сидят сложа руки и, конечно, стараются сделать видную и достойную рекламную кампанию своим релизам, но, к сожалению, не у всех это получается. Вообще маркетинг – достаточно сложное понятие, потому что эффективность используемых инструментов можно оценить только по результатам проката. Но бывают и вопиющие случаи, когда даже постер фильма сделан плохо и непривлекательно для зрителя.
Все это навело нашу компанию на мысль, что нужно привлечь профессиональный маркетинг на рынок кинопоказа. Удачное стечение обстоятельств позволило объединить нашу профессиональную экспертизу в области кинопоказа и репертуарного планирования с многолетним опытом медиагруппы «Красный квадрат». Критики скажут, что таких умных развелось немало и они не хуже «Красного квадрата» знают, как рекламировать кино. Но я могу ответить, что рекламы много не бывает. И если у кинотеатров есть возможность воспользоваться опытом экспертов из смежной области, то надо это сделать. В данном начинании нас поддержала Ассоциация владельцев кинотеатров, за что мы ей очень благодарны. Именно с помощью кинотеатров, и даже скорее только с их помощью, сейчас возможно отстроить правильный алгоритм донесения информации о фильме до зрителя.

Какие услуги вы будете предлагать? Кого вы видите в качестве клиентов?

Наш маркетинговый союз работает по простому принципу. «Оптима кино» выступает экспертом по отбору фильмов, которыми готова заниматься. «Красный квадрат» организует процесс маркетингового продвижения выбранного нами фильма, а кинотеатры ассоциации, убедившись в качестве релиза и качестве рекламной кампании, поддерживают проект своими ресурсами. В данной конфигурации клиентами могут являться пока только продюсеры. А в дальнейшем посмотрим, к чему это приведет.

В чем преимущество сотрудничества с новой структурой по сравнению с другими игроками на рынке? Значит ли это, что прокатывать релизы, за которые вы беретесь, будет АВК’PRO?

Уникальность этого союза в том, что мы никому не конкуренты. Мы – помощники. И главное, мы – не прокатчик. Прокатчиком релизов сможет стать любой дистрибьютор, в том числе и АВК’PRO. Преимущество сложно заявлять в начале пути. Пока я надеюсь, что профессионализм нашей компании и огромный опыт «Красного квадрата» в продвижении всего на свете приведут к результатам, которые понравятся рынку – в первую очередь кинотеатрам.

Планируете ли вы в рамках маркетингового союза заниматься «параллельным кино», выходящим вообще без какой-либо рекламы?

Нет, в рамках союза мы будем заниматься выпуском только лицензионного контента. Часть наших клиентов-кинотеатров показывает фильмы, на которые нет лицензии в России, но при этом соблюдает все остальные обязательные нормы кинопоказа и существования кинотеатра в юридическом поле (отчет в ЕАИС, оплата налогов за все полученные средства, отчет и выплата в РАО и так далее).

После того, как из медиапространства исчез крупнобюджетный маркетинг зарубежных блокбастеров, кинохождение как услуга в России недостаточно продвигается. Вы согласны с этим тезисом?

Абсолютно. Не видя масштабных рекламных кампаний, зритель зачастую считает, что в кинотеатрах и посмотреть нечего. Новогодний период немного изменил эту ситуацию, но такой праздник бывает только раз в году. Сейчас будем наблюдать значительный отток зрителей. Также будем наблюдать, кто из них на постоянной основе останется в кинотеатре.
Но претензий на отсутствие масштабных рекламных кампаний прокатчикам и продюсерам я не собираюсь высказывать, так как понимаю, что, за исключением декабря, за весь прошлый год в прокат вышел всего один российский фильм, который можно было масштабно продвигать. И здесь рекламная кампания дала свои результаты. Речь про СЕРДЦЕ ПАРМЫ. Скорее меня удивляет, что бюджеты-то все равно у всех есть, но тратятся они неэффективно. Прокатчики, наверное, на этом месте должны закатить глаза и сказать, что только моих советов тут не хватает (смеется). Да, не хватает, и не только моих. С кинотеатрами почему-то не советуются на стадии планирования рекламного бюджета. Хотя что может быть проще? Мы – места продаж, знаем свою аудиторию, знаем, как правильнее в конкретном городе сделать рекламу. Недавно один умный человек сказал мне, что если выпускать двадцать фильмов в год (так в среднем бывает у прокатчика), со всеми не наговоришься и не наобсуждаешься. Согласна, но, возможно, сейчас при сотрудничестве «Красного квадрата» и АВК эта коммуникация станет проще. Время покажет.

Какие вы видите проблемы маркетинга фильмов в нынешнее время?

Ну я тут не специалист и все время с большим интересом слушаю, когда мне рассказывают про инструменты, которыми надо пользоваться при продвижении фильма. В прошлом номере БК прочитала интервью с креативным агентством WNM. Радуюсь, что есть такие умные, творческие ребята. Вроде все просто, но как интересно. Эффективность маркетинга просчитать очень сложно, а нестандартного, наверное, особенно. По моему убеждению, за рекламу фильмов сейчас необходимо браться с особым умом, со smart-подходом. Много денег на рекламу у продюсеров нет, сборы зачастую оказываются гораздо ниже планируемых, повестка далеко не у всех вызывает желание пойти в кино. Поэтому давайте стараться все вместе – и кинотеатры, и прокатчики, и продюсеры.

На какие фильмы в следующем году вы делаете ставку?

Очень мало таких фильмов. Либо я еще о чем-то не знаю. До декабря три-четыре «локомотива». Из ближайших – однозначно ВЫЗОВ. Вот именно из-за того, что мало больших фильмов, надо стараться вытягивать на 150–200 миллионов рублей все средние. Если таких будет четыре-пять в месяц, то есть каждую неделю по одному, то сборы составят миллиард в месяц. Это, конечно, идеальная картина мира, но я верю, что только таков возможный путь, и его можно достичь только совместными усилиями игроков. Мир изменился, а подход к росписи у большинства прокатчиков – нет. Они лучше кинотеатров знают, как надо поставить кино на наших площадках. Соглашусь, что не во всех кинотеатрах работают профессионалы, многим нужно экспертное мнение прокатчика и надежное плечо, но плечо это должно быть обоюдовыгодным.

Есть ли жанры, которых не хватает? Что вы думаете по поводу обилия в прокате российских релизов, которые не оказались бы на больших экранах в другое время?

Что тут сказать – имеем что имеем. Да, индустрия не была готова к такому повороту событий. В первую очередь – производство. Теперь приходится оперативно подстраиваться. Боюсь, что умного кино для думающей публики станет меньше. Все последние отмены картин из-за артистов, режиссеров, продюсеров или выбранной темы меня сильно расстраивают. Также есть мнение, что однотипный контент станет преобладать над разножанровым. Вижу также тенденцию к увеличению количества больших, потенциально кассовых фильмов, но не в нынешнем году. Большинство таких проектов пока сгрудились на декабре. Сейчас у тех, кто делает поделки, а не фильмы – карт-бланш. Это факт! Никогда ранее у них не было бы шанса попасть на экраны даже многозальников. Я пока не поняла, хорошо это или плохо. Может быть, они получат опыт, и следующий их фильм будет лучше?

Как вы оцениваете прошедшие в прошлом году питчинги?

Кинопрокат и кинопоказ сохранятся, это уже очевидно. Вопрос только в том, благодаря профинансированным фильмам или вопреки. У кинотеатров пока остается возможность показывать то, на что есть спрос зрителей. А работают кинотеатры именно для зрителей. Не для государства, не для идеологии, не для пропаганды. И очень бы хотелось, чтобы эта возможность стала легальной. Опыт последнего месяца показал, что большие или даже небольшие, но востребованные зрителем российские фильмы (ЕЛКИ 9, ЧУК И ГЕК, НЕПОСЛУШНИК 2) кинотеатры будут показывать до тех пор, пока на них ходят. В этом году было заявлено много интересных проектов. Проблема в том, что у всех больших картин производственный цикл составляет несколько лет. Отсутствие голливудских студий послужило катализатором к выделению бóльших денег на производство и, как следствие, к запуску очень интересных проектов. Будем их ждать.

В 2022 году показчики не получили поддержку от государства. С чем это связано, на ваш взгляд?

Связано с отсутствием желания профильного министерства помочь своим подопечным. Часть регионов на своем уровне поддержала кинотеатры, за что им большое спасибо. Но их оказалось очень мало. 2023-й будет финансово сложным, затянутые ремни придется сохранять еще минимум год, а может, и больше. Все кинотеатры сократили сотрудников, платную рекламу, оптимизировали затраты. Это сказывается и на уровне сервиса, и на уровне кинопоказа. ЧЕБУРАШКА и его синие друзья позволили кинотеатрам закрыть долги, но пока не заработать, чтобы чувствовать себя уверенно и планировать, например, открытие новых площадок или реорганизацию существующих. Основная проблема в том, что кинотеатры оказались в тотальной невозможности что-либо планировать. Раньше мы видели список блокбастеров и понимали, что вот в этом месяце мы не будем тратиться, потому что заработаем вот столько, а вот в этом выйдет фильм Х, и мы сможем себе позволить поменять кресла в зале или выплатить премию сотрудникам. Теперь же мы не понимаем, что будет через месяц – не то что в течение года или двух-трех лет.

Самое читаемое

Касса четверга: «Волшебник Изумрудного города» все еще в лидерах
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 января
Подробнее
Касса России: «Волшебник Изумрудного города» оказался на вершине проката
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в декабре 2024 года
Подробнее
Минкультуры утвердило принципы господдержки кино в 2025 году
Подробнее
Джуд Лоу сыграет Владимира Путина в «Кремлевском волшебнике»
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги смотрения в новогодние праздники
Подробнее
Касса России: «Елки 11» возглавили прокат на последнем уикенде 2024 года
Подробнее
«Финист. Первый богатырь» заработал два миллиарда в российском прокате
Подробнее
«Небриллиантовая рука» превзошла показатели фильма «Иван Васильевич меняет всё»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 6–12 января 2025 года
Подробнее
Минкультуры подвело итоги «новогодней битвы»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал боевик «Охота на воров 2: Пантера»
Подробнее
Касса России: «Финист. Первый богатырь» взлетел на вершину
Подробнее
ТНТ вошел в топ-3 вещателей в Новый год
Подробнее
В Лос-Анджелесе приостановлены съемки сериалов и ТВ-шоу из-за пожаров
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Охота на воров 2: Пантера» обошла «Крушение»
Подробнее
Гильдия актеров США объявила номинантов на свою премию
Подробнее
В 2025 году в Москве пройдут съемки пяти международных картин
Подробнее
Минкультуры рассказало о планах сотрудничества с Китаем в области кинематографии
Подробнее