top banner

Сусанна Альперина: «Мы направили прожектор на тенденцию делать документальное кино на стримингах»

Автор: Вероника Cкурихина

19 августа 2024

БК поговорил с программным директором фестиваля ORIGINAL+Doc о возросшем интересе индустрии к неигровому кино

Второй фестиваль документального контента стриминговых платформ ORIGINAL+Doc пройдет в Москве с 23 по 26 августа. В рамках киносмотра будут вручены призы в десяти номинациях, в том числе за самый ожидаемый документальный проект, за самую оригинальную историю и за самое оригинальное режиссерское видение. В преддверии фестиваля БК поговорил с его программным директором Сусанной Альпериной о возросшем интересе индустрии к неигровому кино и об уникальных чертах российской документалистики.

Почему российскому документальному кино стримингов и особенно сериалам понадобился свой фестиваль? С вашей стороны это скорее альтруистическое желание его популяризировать или документалистика – это контент, с которым уже стало выгодно работать?

Документальный контент стриминговых сервисов – это абсолютно отдельный жанр: не авторское кино и не телевизионное, к которому привыкли многие зрители. У меня были задача, намерение и желание зафиксировать тенденцию. Когда мы делали первый фестиваль ORIGINAL+, в программе был всего один документальный сериал – «Эльбрус. Точка невозврата» от «Иви», получивший потом, кстати, приз АПКиТ, и это было очень ярко и важно. Затем я вдруг увидела, что наши онлайн-кинотеатры и стриминги стали снимать много дока. Я подглядела идею на фестивале Canneseries, где документальную программу вынесли отдельным пунктом. В какой-то момент я осознала, что если такого уже много в мире, значит, и у нас тоже. Начала исследовать явление, и в прошлом году мы с командой сделали первый фестиваль документального контента стримингов ORIGINAL+Doc. Оказалось, это очень перспективно: в отличие от ORIGINAL+, на ORIGINAL+Doc в конкурс мы берем не по одному проекту от каждого сервиса, а по два. Проектов оказалось реально много, и уже было из чего выбрать.

С какими результатами вы провели первый фестиваль по количеству зрителей, активности смотрения, освещению в прессе?

Мой личный моральный итог в том, что ненавидимое мною слово «документалка» практически перестали употреблять. А слово «доки», которое я часто использую, что называется, ушло в народ (смеется). Читаю и смотрю разные интервью, дискуссии и анонсы, где коллеги говорят «доки», и радуюсь. Помимо шуток, главный результат фестиваля – мы вызвали неподдельный интерес индустрии. Мы не просто подсветили тенденцию, но направили на нее прожектор. После того, как провели первый фестиваль, выяснилось, что направление востребовано. Как я это почувствовала? Во-первых, позвонил Алексей Учитель и попросил сделать программу на «Послании к человеку» из документальных проектов стримингов. Мы провели очень интересную программу из двух частей. Премьеры составили Индустриальный день, где также была организована дискуссия представителей ведущих стриминговых платформ. А не премьеры составили блок параллельных спецпоказов. Туда вошли сериал «Кино 3.0» от Premier, который был на ORIGINAL+Doc, а до этого – на ММКФ, фильм АРХИТЕКТОР: ИСТОРИЯ АЛЕКСЕЯ ГЕРМАНА И ЕГО ФИЛЬМОВ, привлекший наибольшее внимание на фестивале, сериал «Большая битва», получивший приз за самую оригинальную героиню на ORIGINAL+Doc. Был организован спецпоказ с бойцами MMA. А у АРХИТЕКТОРА состоялся показ на «Ленфильме», что очень важно семье Германа. То есть у нас получилась довольно большая программа. И в этом году на «Послании к человеку» мы снова планируем провести Индустриальный день, и снова набираются премьеры несмотря на то, что в основном конкурсе ORIGINAL+Doc тоже участвуют только премьерные проекты.

Что очень важно, после «Послания к человеку» ко мне обратилось еще несколько фестивалей – часть из них только что создана, часть уделяет повышенное внимание документальным фильмам. И мы сделали гостевые программы, в частности, показали сериал, посвященный Раисе Горбачевой, ГОРБАЧЕВА Родиона Чепеля от Premier как яркий пример стримингового дока. Заодно мы его подсветили, потому что многие фильмы-сериалы зачастую лежат на стримингах и нуждаются в том, чтобы о них дополнительно рассказали. На специальный день кинопоказов Российской креативной недели в этом году я собрала программу из трех стриминговых доков, которые мы также ярко подсветили. Это АНОНИМНАЯ ТЕЛЕГА от KION, «Поуехавшие» от Wink и «Быть женщиной» от Okko. А знаменитый и любимый многими Beat Film Festival расширил свою концепцию: если раньше там были в основном фильмы, посвященные музыке, то сейчас есть картины по урбанистике, психологии и другим направлениям. Также в рамках этого фестиваля мы сделали специальный гостевой день и представили две громкие премьеры: документальный сериал «Давка-82. Тайная трагедия СССР» от Premier и режиссерскую версию проекта «Дедлайн» от KION.

Более того, я сейчас езжу по фестивалям и вижу на них, например, такой фильм, как АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ. ПОСЛЕСЛОВИЕ... от Kino1TV, который я нашла для прошлого ORIGINAL+Doc. Мне его принесли скауты, даже создатели не помнили, что он у них есть (смеется). Фильм сейчас был в программах фестиваля «Окно в Европу» в Выборге и фестиваля «Одна шестая» в Екатеринбурге. Мне по душе такая дружба смотров. Более того, мы сами сейчас берем в программу несколько проектов, показанных на других фестивалях, именно в знак нашей дружбы, но еще и потому, что они кажутся знаковыми. То есть направление выросло. Важно и то, что победившие у нас истории становятся все более заметными. Фильм о фильме РЕАЛЬНОСТЬ «ВОЗДУХА» о создании картины ВОЗДУХ Алексея Германа-младшего мы «сосватали» Первому каналу. Да и все проекты как-то подсветились. А еще у нас была возможность в прошлом году показать некоторые проекты с экрана на воде. Мы взяли туда как образец лицензионного дока на онлайн-платформах картину КИТЫ: СТРАЖИ ПЛАНЕТЫ, которую озвучивал Сергей Бурунов (он входил у нас в основное жюри). Представьте: люди катаются на катамаранах и лодках, и вдруг на экране поплыли киты... Это был невероятный эффект!

Что нужно было подтянуть, чтобы в этом году фестиваль стал более заметным событием?

В этом году партнером фестиваля выступает Московская международная неделя кино и поддерживает его площадкой. Это Музей Москвы – двор и кинотеатр «Москино Музейный», где ранее был Центр документального кино. Это место наполнено традициями хорошего неигрового кино, и хочется хоть как-то их продолжить нашим фестивалем. Небольшой зал на 90 человек выстроен как идеальный зал для доков. Параллельно пройдут показы во дворе: мы ставим там второй экран, любой желающий может зайти и посмотреть фильмы. Также придумали «оживлять» документальные картины, чтобы привлечь к ним как можно больше внимания и подогреть интерес. На фестивале запланированы специальные активности, которые будут создавать эффект дополненной реальности к фильму. Например, к показу картины ЗУРАБ от Premier мы хотели пригласить самого Церетели, но ему уже 90 лет, так что просто проведем мастер-класс по рисованию по его картинам, хотя и без его участия. Так что даже если посетители не посмотрят фильм ЗУРАБ, у них, по крайней мере, возникнет интерес и к ленте, и к творчеству этого художника, и к живописи в целом. Документальный сериал «Со всеми бывает» от KION будет сопровождать дискуссия, потому что хочется выйти за пределы проекта и поговорить о психологических состояниях человека подробнее. Вести разговор после показа будет главный редактор журнала Psychologies. Под несколько проектов мы проводим чтения: например, к фильму ЗОЯ. ЗОЛОТОЙ ВЕК ЗОИ БОГУСЛАВСКОЙ от Kino1TV состоится мастер-класс по чтению стихов Андрея Вознесенского. А под проект «Тайны Карениной» (у нас, кстати, будет премьера тизера, потому что очень хочется привлечь внимание к этому доку, который уже можно смотреть на KION и Wink, у нас он вне конкурса) мы организуем чтения романа Льва Толстого и книги Павла Басинского, по которой снят сериал. Также мы сделали выставку постеров документальных фильмов, но не тех, которые есть в конкурсной и внеконкурсной программах, чтобы показать весь спектр доков российских стримингов.

Второй фестиваль – как второй фильм франшизы, как второй сезон сериала, это всегда особое ощущение и отношение: а получится ли снова удивить и привлечь публику и прессу? Поэтому вопрос именно об ощущениях: какие они у вас относительно программы, которую удалось собрать на второй ORIGINAL+Doc?

Готовя в этом году ORIGINAL+Doc, я столкнулась с тем, что у нас очень много документальных фильмов, рассчитанных именно на стриминги. То есть это не телевизионные, не авторские доки, которые, кстати, тоже сейчас переживают подъем, а другое направление – доки, включающие в себя элементы телевизионного и авторского кино. В итоге в процессе подготовки фестиваля мы сделали новую программу. Мы даже не объявляли на нее open-call, поскольку она в некотором роде тестовая, экспериментальная. Структура фестиваля такова: в основном конкурсе представлены одни премьеры, во внеконкурсной программе – документальные фильмы, подчеркивающие тенденции: картины о музыке, истории, спорте, биографические ленты, фильмы о мошенниках и манипуляторах (у нас очень любят сейчас такие делать). А программа «Ищу стриминг» представляет собой не work-in-progress, не питчинг, не конкурс с призами, а биржу доков, куда мною отбирались проекты совершенно эгоистичным путем. Что это значит? Я представила себя руководителем документального направления некоей абстрактной стриминговой платформе и выбрала те фильмы, которые мне было бы интересно рассмотреть для нее. Почему так? Потому что эти работы мне кажутся заметными и очень хочется состыковать обе стороны – творцов и представителей платформ. Выбор был более чем большой, пришлось отсечь несколько привлекательных проектов. Например, в этой программе будут показаны док известного якутского режиссера Дмитрия Давыдова, лента про Дом кино с уникальными кадрами, яркая работа учеников Александра Сокурова. В рамках программы спецпоказов мы впервые представим проект ЖВАНЕЦКИЙ (стриминг объявим дополнительно), который создатели задумывали как фильм-концерт, но на самом деле придумали какой-то новый жанр, и ленту КРЕСТ Сергея Дебижева (также стриминг будет объявлен позже). Это будет московская премьера картины, которую могли видеть только зрители фестиваля «Окно в Европу».

Видите ли вы рост интереса к документальному кино со стороны зрителей? С чем он связан?

При всем буме у кинопроизводителей интерес к документальному кино у широкой аудитории пока не такой, как хотелось бы. Алексей Учитель давал мне интервью для авторского проекта «Русский док» и подчеркнул, что отдельного кинотеатра для документального кино у нас пока нет. Да, доки стали выходить в прокат, в основном доки стримингов, но нет кинотеатра, специальных площадок. Есть еще над чем работать в плане зрительского внимания.

У вас как у программного директора, конечно, есть вотум доверия от платформ и кинокомпаний на предоставление своих эксклюзивов, но что вы сами ищете в современной документалистике? Что вы хотите рассказать зрителям и журналистам программой фестиваля? Есть ли у фестиваля внутренняя драматургия показов?

Драматургия есть. Мы в день показываем в среднем семь проектов. Программу лучше составлять так, чтобы облегчить зрителям восприятие. При том, что вряд ли один зритель на фестивале будет смотреть кино с утра до ночи. Как минимум я поняла, что после одного фильма о музыке лучше не показывать другой фильм о музыке, хотя у нас такие картины и сошлись. Это проект ЮДИ: ТАНЕЦ В ТЕМНОТЕ, который будет у нас после двух кинофестивалей, но в обновленном, прокатном виде – мечтаю к нему привлечь внимание платформ. И следом за ним идет НЕЛЮБИМКА, премьера которой состоялась на ММКФ, – сейчас фильм можно посмотреть на стриминге KION. Мы его подсветим ярким мероприятием – сделаем диджей-сет с группой Niletto.

Но если говорить о программе в целом, то все равно я отбираю ее со стремлением зафиксировать тенденцию. Вижу задачу показать, куда идут наши стриминги. Например, в этом году у нас много фильмов о путешествиях. Когда-то по этому пути шли телеканалы: съемочные группы отправлялись в разные уголки страны и был период, когда приезжали иностранные кинематографисты, которые привозили из России уникальные материалы для своих проектов. А сейчас тенденция делать фильмы и сериалы о путешествиях накрыла стриминги, и в программе фестиваля представлены три фильма на эту тему. Так же, как в прошлом году были картины о музыке, когда сошлись два проекта о группе «Король и Шут» от двух стримингов – «Кинопоиска» и Okko. Я тогда вынесла их во внеконкурсную программу и сделала эдакий double-feature-показ. Наблюдаю тенденцию снимать доки про мошенников, про спорт, про яркие исторические личности и этнические традиции. К тому же обязывает формат фестиваля – он проходит на двух площадках в преддверии «Ночи кино». Летняя атмосфера задает тон.

После первого фестиваля стали ли производители охотнее давать свои ориджиналсы? Они как-то ощутили пользу от фестиваля? Есть ли вообще у фестивалей и их секций документального кино заметный маркетинговый эффект?

Они мне и так их охотно давали, мы очень хорошо с ними сотрудничаем. И, например, то, что в этом году нет проектов от «Иви» – просто показатель того, что им нечего было дать. Платформы понимают, что документальные проекты не приносят им таких денег, как игровые сериалы, а также фильмы, но осознают, что, зарабатывая на таких проектах, они могут позволить себе тратить деньги на док. Делают фильм о фильме или фильм о сериале, чтобы взаимно подогревать интерес одного формата к другому и наоборот. Все платформы зашевелились в направлении оригинального и лицензионного дока. В фестивале примут участие руководители документальных направлений стриминговых платформ, представители недавно созданной структуры НМГ ДОК. Конкретно им пока нечего показать, но есть интерес к процессу. Мы помогаем зазвучать именам режиссеров, раскрываем с новой стороны тех, кто делает док.

Если говорить о проектах этого года, есть ли такие, которые были сняты или были спешно смонтированы под фестиваль? Или пока что платформам проще предоставить лучшее из текущего потока?

Я их называю «проекты из печки», с пылу с жару. Это было и в прошлом году, хотя тогда мы проводили фестиваль в первый раз. До сих пор благодарна студии «Видеопрокат» за то, что они поверили в нас, и свой первый документальный сериал «Большая битва» отдали прямо с монтажного стола – торопились к фестивалю. Любопытная статистика: в прошлом году лидерами по доку оказались Premier и Okko, каждый из них предоставил по несколько проектов, и было из чего выбрать. У Start есть очень яркие документальные проекты, в частности, фильмы и даже сериалы о фильмах ЧЕБУРАШКА или ВЫЗОВ, но, к сожалению, с премьерой к фестивалю они оказались не готовы, поэтому стриминг представлен во внеконкурсной программе. А чемпионом в этом году стал KION: там конкретно и всерьез взялись за документальное направление, и в итоге от стриминга представлено два фильма в конкурсной программе, два – во внеконкурсной и еще от двух я отказалась скрепя сердце. Возвращаясь к «проектам из печки»: документальные сериалы «Право женщин на море» от платформы «Смотрим», «Эдем на Земле» от Wink, «Со всеми бывает» от KION мы берем, что называется, прямо с монтажного стола. Фильм ЖВАНЕЦКИЙ намеренно хотели сделать к фестивалю, за что я благодарна создателям. То есть у фестиваля постепенно создается репутация, и к нему хотят успеть.

Существуют ли в современной российской стриминговой документалистике очевидно востребованные темы? Есть ли такие, к которым авторы пока боятся или не знают, как подступиться?

Наши стриминги идут по пути мировых: они увидели, что, скажем, «Король тигров» привлекает внимание на Netflix, и пытаются сделать похожее, пусть и на другую тематику. Они видят, что на зарубежных стримингах классно идут фильмы-концерты, и создают проекты о музыкальных группах, потому что это вообще беспроигрышный вариант. Еще до волны доков на стримингах, когда у нас не было принято финансово вкладываться в документальное кино, в прокат выходил фильм ПРО РОК и собирал приличные деньги для этого направления. Так же произошло, например, и с проектом МЕДВЕДИ КАМЧАТКИ. Сегодня я вижу мало доков, что называется, на злобу дня – как будто эта тема еще не осмыслена нашими творцами. Часто скатываются в пропаганду и уходят полностью с территории искусства. Мы, к сожалению, сейчас наблюдаем эту тенденцию и на мировых фестивалях, где призы получают документальные фильмы, которые от искусства абсолютно далеки, но важны в политическом плане. Все-таки важно, чтобы творчество главенствовало в работе, и именно такое киновысказывание хочется приглашать на фестиваль.

В чем вообще уникальность российской документалистики, если она есть? Или для нее характерен универсальный международный киноязык?

Давайте не забывать, что русский док, пусть и короткометражный, был номинирован на «Оскар». Я про «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых. Это все запомнили. И хотя, как я уже говорила, российская стриминговая документалистика идет за мировыми платформами, свое лицо у нее все равно есть. Его определяют наш менталитет, наша школа документального кино. Потому что на стриминги приходят авторы, которые уже как-то заявили о себе в документалистике или являются носителями традиций. Ну и выбор тем. Британский АФЕРИСТ ИЗ TINDER и наша ЖИЗНЬ ПО ВЫЗОВУ. ДОК – это разные проекты, хотя оба принадлежат стримингам. Наши локации, наши суровые природные условия, наши люди дают тему для огромного количества интересных фильмов и сериалов об испытаниях. Следует сказать, что для России документальный сериал – пока что непривычный формат. Мы привыкли смотреть фильмы. И у нас есть понятие «фильм о фильме» или «фильм о сериале» – жанр не новый, он просто перешел на стриминги с телеканалов – так к какому-то крупному проекту в поддержку снимается документальная «добавка». И я обратила внимание, что в документальных фильмах стали популярны герои в масках, как было, например, в проекте АНОНИМНАЯ ТЕЛЕГА. В конкурсе фестиваля представлен документальный сериал «Как победить букмекера» от Okko – там герои также в масках. И это только два примера.

Имеются ли уже в новой документалистике какие-то современные звезды? И вообще, документальное кино может быть звездным?

Да, как звезду я выделила бы Ангелину Голикову-Ашман, которая занимается документалистикой на KION, она и продюсер, и автор фильмов. И Сергей Мирошниченко – корифей отечественного документального кино – так или иначе, но его ученики все равно фигурируют в документальных проектах стримингов. Юлия Бобкова – ее фильм ВЛАДИМИРСКИЙ ЦЕНТРАЛ из цикла «История российских тюрем» победил на ММКФ, а потом «приземлился» на KION. Я отнесла бы к звездам новой документалистики «Студию Видеопрокат» Сергея Бондарчука и Алексея Киселева, потому что у них идут активные поиски в направлении, они ищут себя и свой стиль. Один из моих самых любимых документальных сериалов прошлого года – «Как я познакомился со своей мамой», премьера которого состоялась в моей программе на Индустриальном дне фестиваля «Послание к человеку». Я люблю их док «Тайны Карениной», там продюсеры Анна Колчина и Анастасия Корецкая просто выложились, как и режиссер Иван Юдин, и остальные. Просто док снять легко, а они ищут форму. Сериал важен тем, что привлечет внимание нового поколения к «Анне Карениной». И это не «желтое» направление, в которое порой впадают на телевидении в угоду зрителям. Я имею в виду, когда док был не про жизнь и творчество героя, а про «женился-влюбился-разошелся». Новое поколение зрителей в широкой массе классический документальный фильм не посмотрит, а такой сериал, как «Тайны Карениной», их заинтересует, потому что там молодые актрисы, и они искренне обсуждают жизнь героини и ее чувства. Это другой документальный язык. Школа Марины Разбежкиной – сильнейшая. Но у нас, к сожалению, нет такого, чтобы стриминги стояли в очередь за ее выпускниками. Однако есть студия «Амурские волны» и Родион Чепель, тоже звезда нового дока, и вот за такими проектами, как фильмы Чепеля, наши стриминги выстраиваются. Режиссер картины АНОНИМНАЯ ТЕЛЕГА Дмитрий Богданов – тоже интересный автор. Сценарист Катя Строганова сотрудничает с Киностудией Горького и делает крайне интересные доки – например, в прошлом году в нашем конкурсе состоялась премьера ее работы БЕЙ ПЕРВОЙ! от Start о женском футболе в Дагестане. У Киностудии Горького документальное кино очень своеобразное, это не док стримингов в чистом виде, но время от времени на платформах оно «приземляется». Недавно два их проекта, которые я рассматривала и на наш фестиваль, победили на смотре ФАНК. В нашей программе «Ищу стриминг» есть фильм Киностудии Горького ХИРУРГ ПАВЛОВ БОИТСЯ КРОВИ, где молодой и очень харизматичный врач рассказывает о своей работе порой шокирующе, но весьма правдиво. Режиссеры Константин Смилга, Артем Гряник, Сергей Кальварский-младший – также звезды дока.

Можем ли мы уже говорить о каких-то характерных признаках, по которым несложно вычислить, какой док какой платформе принадлежит?

Да, у каждого стриминга свое лицо. На платформе Premier предпочитают такие «острые» доки, как «Давка-82. Тайная трагедия СССР», который соединил спорт и социальную тематику. Такой же «Кинопоиск»: если они делают документальное кино, то с острыми углами. Яркий пример – их сериал «Время «Спартака». На KION поняли, что могут зацепить музыкой: там есть проекты про Децла, про Арбенину, та же НЕЛЮБИМКА. Okko берет объемно, любит научпоп и глубокое исследование проблем. В прошлом году на нашем фестивале победил их сериал «История российских компьютерных игр». Все надеюсь его «сосватать» одному из телеканалов. А какой у них документальный сериал AIDAN.doc, посвященный художнице Айдан Салаховой! На Start предпочитают статусные документальные проекты – это та же «История российских финансов» или «Российский хоккей. Сила внутри».

Фото: пресс-служба фестиваля ORIGINAL+Doc

Самое читаемое

Касса четверга: «Волшебник Изумрудного города» все еще в лидерах
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 января
Подробнее
Касса России: «Волшебник Изумрудного города» оказался на вершине проката
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в декабре 2024 года
Подробнее
Минкультуры утвердило принципы господдержки кино в 2025 году
Подробнее
Джуд Лоу сыграет Владимира Путина в «Кремлевском волшебнике»
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги смотрения в новогодние праздники
Подробнее
Касса России: «Елки 11» возглавили прокат на последнем уикенде 2024 года
Подробнее
«Финист. Первый богатырь» заработал два миллиарда в российском прокате
Подробнее
«Небриллиантовая рука» превзошла показатели фильма «Иван Васильевич меняет всё»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 6–12 января 2025 года
Подробнее
Минкультуры подвело итоги «новогодней битвы»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал боевик «Охота на воров 2: Пантера»
Подробнее
Касса России: «Финист. Первый богатырь» взлетел на вершину
Подробнее
ТНТ вошел в топ-3 вещателей в Новый год
Подробнее
В Лос-Анджелесе приостановлены съемки сериалов и ТВ-шоу из-за пожаров
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Охота на воров 2: Пантера» обошла «Крушение»
Подробнее
Гильдия актеров США объявила номинантов на свою премию
Подробнее
В 2025 году в Москве пройдут съемки пяти международных картин
Подробнее
Минкультуры рассказало о планах сотрудничества с Китаем в области кинематографии
Подробнее