Рубен Дишдишян: «С «Т-34» мы идем по модели «Движения вверх»
Продюсер фильма − об уместности такого кино на Новый год, ожиданиях от проката и стратегии продвижения
В прокат выходит фильм Т-34. Главные роли в нем сыграли Александр Петров и Ирина Старшенбаум. Это самый крупный и амбициозный проект за всю историю компании «Марс Медиа», выходящий также в формате IMAX. Мы побеседовали с продюсером фильма Рубеном Дишдишяном об уместности такого кино на Новый год, ожиданиях от проката и стратегии продвижения картины.
T-34 – уже третий за год военный фильм о танках. Чем он отличается от своих предшественников?
Пусть зритель посмотрит, оценит и сравнит. Т-34 – наш самый крупный проект за последние пять лет, и мы делаем на него серьезную ставку. С Алексеем Сидоровым мы вместе сняли пять фильмов, я считаю его одним из самых талантливых режиссеров и сценаристов в стране. С того момента, когда Алексей написал заявку по Т-34, до начала съемок прошло три года. Все это время велась кропотливая работа над сценарием. Перед нами стояла задача сделать его максимально зрительским, динамичным, современным, ориентированным на разные аудитории, чтобы картина получилась зрелищной для молодежи, привыкшей видеть лучшие жанровые голливудские примеры, и в то же время с глубокой захватывающей историей, с характерами героев – для людей более старшего поколения. На мой взгляд, у Алексея Сидорова получилось снять такое кино, и он сделал это очень эффектно. Думаю, Т-34 сможет привлечь как молодую, так и взрослую аудиторию, в равной степени и мужчин, и женщин. При продвижении мы позиционируем картину как «ФОРСАЖ на танках» – это зрелищный экшн, где современным киноязыком рассказана история героизма без ложного пафосного патриотизма. Кроме того, фильм выйдет в формате IMAX, что подчеркивает его потенциал как блокбастера.
Насколько, на ваш взгляд, зрителям интересна военная экшн-драма в новогодние каникулы? Каковы ваши прогнозы на прокат?
Мы делали этот проект с нашими партнерами – холдингом ВГТРК, компаниями «Амедиа», «ТриТэ» и «Централ Партнершип». Поэтому совместно приняли решение поставить его на новогодние праздники, сделать фильмом-событием и максимально привлечь зрителей в кинотеатры. Многие зрители 40+ приходят в кинотеатры только в этот период, раз в год, и привыкли смотреть не только ЕЛКИ и БОГАТЫРЕЙ, но именно большое российское зрелищное кино. Это тоже становится традицией. Нам кажется, у Т-34 имеются все составляющие, чтобы стать событием. Напомню, в эти же даты год назад выходил фильм ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ. Тогда тоже не верили, что спортивное кино может много собрать в праздники. За год до этого выходил ВИКИНГ, который тоже не новогодний по тематике, но результаты обоих фильмов всех поразили. Эстимейты – дело неблагодарное, поэтому я решил публично не объявлять вслух свои прогнозы, но во внутрицеховых разговорах мы, конечно, это обсуждаем. К слову, ВЫЖИВШИЙ и ИСХОД: ЦАРИ И БОГИ тоже не самые новогодние проекты, но они отлично прошли. Все решает качество.
Как вы оцениваете прокатное окружение на дате? У ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ конкуренция не была такой высокой. Сейчас выходят два крупных проекта с Александром Петровым в главной роли. Не будет ли это чересчур для зрителя?
В этом году прокатное окружение сложнее, чем было год назад у ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ. Но с этим ничего не поделаешь, конкуренты есть всегда. Кто сильнейший, определит зритель. Нас тоже смущает, что выходит еще один проект с Александром Петровым, но скажу для справки, что мы первыми поставили фильм на эту дату. С точки зрения аудитории ПОЛИЦЕЙСКИЙ будет конкурировать скорее с ЕЛКАМИ.
Алексей Пиманов перед стартом НЕСОКРУШИМОГО говорил, что фильм станет новой классикой и его будут показывать на День Победы и 23 февраля. Как вы оцениваете потенциал Т-34 с этой точки зрения? Чем вас привлекла эта история, почему вы решили снять кино о войне?
Надо признать, что российское кино о военном времени – это всегда максимальный вызов. Во-первых, ты должен достучаться до аудитории, убедить ее прийти в кинотеатр. Это крайне сложная задача, когда речь идет о пяти-шести миллионах зрителей. Не всем она удается. Во-вторых, ты должен не разочаровать купивших билеты. Более того – увлечь, удивить, заставить сопереживать. В идеале – испытать катарсис. В-третьих, это максимальный вызов для продюсера с финансовой точки зрения, потому что зрелищное, масштабное кино про Вторую мировую войну нельзя снять дешево. И если говорить о Т-34, то мы верим в историю, героя, творческую команду и принимаем этот риск. Что в итоге станет классикой, а что – нет, время рассудит, пока рано говорить. У нас режиссером выступает Алексей Сидоров, снявший «Бригаду» и трилогию БОЙ С ТЕНЬЮ. На Т-34 он выложился на все сто процентов. А начинался фильм с того, что мы с Алексеем вместе искали проект для работы, он принес три заявки, среди которых была Т-34 – реальная история побега русского танкиста из немецкого плена на танке. По хай-концепту эта заявка мне очень понравилась. Сюжет частично основан на реальных событиях, но потом включается художественный вымысел режиссера и сценариста.
Как фильм приняли на международных кинорынках?
После первых показов рабочих материалов в Берлине и Каннах интерес к картине и предложения появились сразу – без преувеличения – со всех мировых территорий. Мы стараемся обеспечить фильму заслуженные кинотеатральные релизы за рубежом, поэтому переговоры занимают время. Кульминацией продаж стали показы проекта на AFM, но уже по итогам Торонто мы закрыли две крупные сделки на Германию, немецкоязычные территории и Бенилюкс с гарантированными кинотеатральными релизами. Ранее фильм был продан в Корею, Испанию и Прибалтику. Также в Торонто мы получили интересные предложения от нескольких крупных китайских кинопрокатных компаний, которые готовы выпустить проект в широкий прокат в 2019 году. Замечу, что в большинстве этих стран фильм будет выходить именно в кинотеатрах, то есть это не VoD и не ТВ.
Недавно Жоэль Шапрон говорил в интервью БК о том, что российский крупнобюджетный блокбастер трудно выпустить за рубежом, потому что актеров никто не знает, в фестивалях такие фильмы не участвуют, и чтобы они вышли в прокат, нужно серьезно вложиться в маркетинговое продвижение. Вы как-то своими средствами участвуете в продвижении Т-34 за границей?
Обычно этим занимаются дистрибьюторы, но маркетинговые расходы они, как правило, согласовывают с нами. Мы продаем им права с роялти, и от величины суммы маркетинговых расходов зависит, каким оно будет. То же самое делаем, когда выпускаем зарубежное кино, согласовывая рекламные бюджеты с правообладателями: сколько мы собираемся потратить на рекламу, почему, какая будет поддержка. Это такой технический процесс. В основном это забота прокатчика на конкретной территории. Мы делимся генеральной стратегией промо, а дальше она локализуется под запросы местного рынка.
Насколько вообще военные фильмы российского производства интересны международной аудитории?
Наш опыт показывает, что этот интерес есть и он очень высокий. Кинокомпания «Марс Медиа» снимает много военного телевизионного кино, и оно хорошо продается. Особенно в Азии, где любят этот жанр. Немецкоязычные страны абсолютно нормально воспринимают наши военные фильмы, что подтверждают продажи Т-34 – он продан в Германию, Австрию. Опять-таки все еще зависит от истории. В Т-34 задействованы очень хорошие немецкие актеры. Мы уже давно перестали показывать немцев по шаблону как абсолютное зло, у нас они с яркими характерами.
Расскажите, пожалуйста, как проходили съемки фильма. Они были завершены летом прошлого года, а выходит картина в конце 2018-го. Чем вызван такой долгий период постпродакшна?
Съемки проходили тяжело, потому что это сложнопостановочная картина. С другой стороны, у нас была замечательная команда, работа была слажена, съемки шли по графику. Очень большим оказался объем компьютерной графики, мы будем делать ее до последнего. Если я не ошибаюсь, у нас там свыше тысячи шотов. Наверное, мы немного недооценили именно объем компьютерной графики. Можно сказать, что в фильме будет военный экшн, которого никогда не было в российском кино. Экшна в Т-34 настолько много, что нам приходилось его сокращать.
«Россия 1» выступает сопродюсером проекта. Насколько в маркетинговой кампании планируется задействовать ресурсы ВГТРК? Как в целом будет выстраиваться промокампания фильма?
«Россия 1» – не просто наш партнер, а гораздо больше. Антон Златопольский – один из главных продюсеров проекта, можно сказать, генеральный. Все решения мы принимаем совместно, он очень погружен в картину, много времени уделяет монтажу, компьютерной графике. Я давно не видел его таким вовлеченным в процесс продюсирования кино – от начала и до самого конца. С момента завершения съемок и до выхода фильма Антон принимает максимальное участие в работе над Т-34, за что ему большое спасибо. Что касается объема рекламной кампании, то она началась в июне, когда проходил чемпионат мира по футболу. Практически во всех матчах, которые транслировались на телеканале «Россия 1», были рекламные ролики Т-34. ТВ-спот показали даже во время финала чемпионата и во всех играх российской сборной. Также было множество новостных сюжетов. У нас запланировано много классической рекламы на телевидении и радио, в прессе и digital-пространстве. Придуманы спецпроекты и спецматериалы для молодых зрителей, а также, что важно, для женской аудитории. И, поверьте, им будет на что посмотреть. Основная кампания началась с выходом ФАНТАСТИЧЕСКИХ ТВАРЕЙ: ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГРИН-ДЕ-ВАЛЬДА. Перед фильмом демонстрируется трейлер Т-34. К этому времени печатная реклама уже должна была доехать до кинотеатров.
Как вы будете позиционировать картину? На какие референсы собираетесь ориентироваться?
Мне кажется, из прямых референсов можно привести только ФОРСАЖ – по драйву и энергии. Не зря же мы называем свой проект «ФОРСАЖ на танках». У нас яркий, зрелищный, современный фильм с человеческой историей. И это не совсем военное кино. Это приключенческий сюжет с побегом на танке.
Проводили ли вы фокус-группы с показами фильма?
У нас было даже две фокус-группы, мы показывали две версии – сырую сборку и приближенную к финальной. На фильм хорошо реагирует молодежь – по настроению, которым заряжает кино, они сравнивают его с любимыми комиксами Marvel. При этом нет отторжения у возрастной аудитории, которая трепетно относится к событиям Великой Отечественной войны. Все остаются довольны. В том числе и девушки. Мы долго думали, оставлять ли название Т-34 или менять его. Меня тоже мучила мысль, что Т-34 ассоциируется с войной, и это может отпугнуть потенциального зрителя. Но однажды я зашел в супермаркет, увидел там зеленые домашние тапочки, на которых было написано «Т-34». Представляете – тапочки (улыбается). И это не говоря уже про наклейки на машинах, сувенирную продукцию. Понятно, что это огромный, мощный бренд.
Фильм будет прокатывать «Централ Партнершип» – компания, которую вы основали и покинули несколько лет назад. Как у вас сейчас выстраиваются рабочие отношения? Почему вы выбрали в качестве прокатчика именно ЦПШ, а, например, не WDSSPR, которая выпускала БЕЗ МЕНЯ?
Я покинул ЦПШ семь лет назад – время бежит быстро. У нас отличные и рабочие, и дружеские отношения. Я считаю, что это одна из сильнейших компаний в стране, мы верим в нее, они верят в нас, поэтому у нас в партнерстве с ВГТРК и «Амедиа» должен получиться такой синтез энергии, который поведет наш Т-34 вперед, к вершинам. Сразу скажу, с WDSSPR мы тоже дружим: с успехом вместе выпустили сейчас БЕЗ МЕНЯ, в феврале выйдет ГРОМКАЯ СВЯЗЬ, которую мы продюсировали вместе с «Квартетом И». Там мы тоже ожидаем больших результатов, на Sony поверили в картину. У всех своя специфика. С Т-34 мы идем по модели фильма ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ, который ЦПШ прокатывал ровно в те же новогодние праздники. Мне кажется, они могут, умеют, поэтому этот фильм с ними. Другая картина – с Sony, какая-то следующая – с иной компанией. Мы открыты для рынка, всех любим и уважаем.
Маркетинг тоже будет организован по модели ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ?
Частично похоже, на мой взгляд. Сравнимо. По крайней мере, по объему, вложенным средствам и использованным инструментам. Отличается специфика фильма.
На ваш взгляд, действительно ли российское кино нуждается в такой протекционистской политике государства, когда чиновники решают, когда какому фильму выходить? Как быть с конкуренцией между отечественными проектами?
Такая проблема действительно есть – началась жесткая конкуренция за даты выхода. И ее нужно как-то решать. Но мне кажется, здоровый протекционизм со стороны государства по отношению к западным фильмам не помешал бы. Минкульт же финансирует картины и заинтересован в их успехе, это нормально. Что касается конкурирующих российских релизов, то здесь продюсерам надо садиться и как-то договариваться, чтобы соблюсти интересы всех. Это уже рабочий процесс, где не особо требуется вмешательство Минкульта, в этом отношении нужно только понимание между продюсерами. Я слежу больше за российским кино, болею за него и заинтересован в том, чтобы его доля росла. Очевидно, что усилия Фонда кино, предпринятые за последние пять лет, сегодня дают свои плоды. Растет не только доля, но и качество, зрелищность фильмов, мы научились делать компьютерную графику, придумывать хорошие истории. Если еще пять лет назад российский зритель не очень верил в наше кино, то сегодня показатели кассы и доли демонстрируют, что публике стало интересно, она приходит, смотрит и голосует рублем.
Многие проекты «Марс Медиа» поддержаны Фондом кино. На ваш взгляд, изменится ли что-то в стратегии поддержки кинопроизводства в связи со сменой руководства Фонда?
Мне кажется, Фонд двигался в абсолютно правильном направлении, и ту задачу, которая была им декларирована, он реализовывал – поддерживал российское кино и поднимал его долю. Мы с 10–12 процентов достигли сейчас 25 процентов и поднимаемся выше. Смена руководства – не мое дело, поэтому я не могу это комментировать.
Как вы оцениваете динамику развития «Марс Медиа»? Какова сейчас стратегия компании? Какие сегменты рынка вам интересны?
Компания динамично развивается, увеличивает свою долю на телевидении и в киноиндустрии. Мы стараемся работать во всех сегментах. Пришли к ним постепенно, набирая силы и наращивая мускулы. Сегодня есть и творческий, и финансовый потенциал для того, чтобы делать и авторское кино, и арт-мейнстрим, и коммерческие фильмы, при этом снимая сериалы для эфирных телеканалов и интернет-платформ. У каждого своя арифметика и своя экономика, в каждом случае нужно смотреть индивидуально. Когда ты делаешь линейку фильмов, то можно судить не по одному проекту, а в совокупности – за год, за два. Если бы было невыгодно, мы бы не снимали кино.
Два года назад вы говорили, что хотите создать «русский Netflix». Как у вас в этом направлении развиваются дела?
Мы все-таки решили ограничиться производством контента, так как сильны именно в этом. Для создания аналога Netflix нужны большие инвестиции, поэтому пока мы только выпускаем контент для российских онлайн-платформ. Чем больше ресурсов выходит на цифровые платформы, тем легче и лучше для создателя – есть спрос и есть покупатели. Мы очень верим в этот рынок и внимательно за ним следим.
Российские сериалы все чаще продаются за рубеж. Как с этим обстоят дела в «Марс Медиа»? Какой контент из России наиболее популярен на международных рынках?
У эфирных проектов своя судьба. Наши сериалы «Великая» и «Золотая Орда» были проданы на крупную американскую платформу Amazon Prime. А вот сериалы «Марс Медиа» для интернет-платформ начнут выходить со следующего года, и мне кажется, это будет уровень тех же западных проектов, у которых точно найдется свой зритель за рубежом. Тут уже дело в качестве продукта. Интернет-сериалы от эфирных отличаются более смелыми идеями и целевой аудиторией. Телевизионная публика стремительно стареет – на больших каналах ее средний возраст превышает 35 лет, 60 процентов составляют женщины. Соответственно, это аудитория эфирных сериалов, и мы должны производить контент с учетом ее интересов. Ядро пользователей интернет-платформ – это люди 25–45 лет, если брать шире, то 20–50. Они вообще не смотрят телевизор, им интересны западные сериалы. Ты должен делать для них что-то подобное. Надеюсь, что истории, где мы рассказываем про наших людей и нашу жизнь, но рассказываем современно, интересно, будут ими тоже востребованы, может быть, даже больше, чем западные. Мы к этому придем, это вопрос времени – займет ли это несколько лет или десять, но точно придем.
Какие проекты у вас сейчас находятся в разработке?
Из крупных проектов сейчас у нас в разработке полнометражные фильмы ЛИКВИДАЦИЯ и МАСТЕР И МАРГАРИТА. Кажется, сейчас рассматривается уже 23-й или 28-й вариант сценария ЛИКВИДАЦИИ, он у нас все время находится в работе – мы пытаемся найти формулу, как сделать фильм интересным для молодых зрителей и не разочаровать поклонников сериала. Оказалось, это сложная задача, но, надеюсь, мы ее решим. В следующем году Настя Пальчикова начнет съемки своей дебютной полнометражной картины МАША, мы уже в активном подготовительном периоде. Александр Домогаров-младший снимет семейное кино ПАЛЬМА в стиле БЕЛЫЙ БИМ, ЧЕРНОЕ УХО и ХАТИКО. Снимем в следующем году также молодежную комедию КОРОЛЕВА. Думаем о продолжении ГРОМКОЙ СВЯЗИ, но все-таки суеверно держим пальцы, дождемся результатов проката первой части в феврале. На мой взгляд, фильм сложился, там яркие, интересные персонажи, не хочется их бросать. С Алексеем Сидоровым разрабатываем новый очень большой проект, который, надеюсь, станет его следующим фильмом с нами. Недавно завершили съемки новой картины Оксаны Карас ВЫШЕ НЕБА. К концу года закончим работу над ТАНЦЕМ С САБЛЯМИ Юсупа Разыкова. Масштабная картина КОМА находится на финальной стадии, там огромный объем компьютерной графики, работа над которой идет уже более года. Самое главное, закрыт монтаж, мы видим, что кино получается, у нас большие ожидания от него. У фильма точно будет свой зритель. Там создан новый, яркий, оригинальный, визуально интересный мир. КОМУ в основном ведут Гевонд и Сарик Андреасяны, мы, их партнеры по этому проекту, подключились чуть позже. У фильма уже хорошие международные продажи.