top banner

Александр Цыпкин: «Если людям и рекомендовали авторский проект, то они с утра уже посмотрели новости об СВО и курсе доллара, и такое «авторское кино» уже сложно чем-то перебить»

Автор: Юлия Шампорова

25 октября 2023

БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России

Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.

Главный редактор БК Юлия Шампорова побеседовала со сценаристом и писателем Александром Цыпкиным для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.

Есть хорошая фраза-мем: «Как есть все подряд и не толстеть?», ответ на которую: «Никак». Боюсь, ничего не сделать и с авторским кино, если мы говорим именно о привлечении зрителей в кинотеатры.  Зрители ходят сегодня в кино за развлечением, и смотреть авторское кино в кинотеатрах, по моему мнению, больше никогда не будут. Но очень важно, что больше зрителей, как мне кажется, будут смотреть его дома. Поэтому не надо тратить маркетинговые усилия на то, чтобы затащить людей в кинотеатр, например, на прекрасный фильм 1993, если рядом идет какой-то развлекательный киноаттракцион. Структура потребления уже давно другая. Практически у всех дома есть огромный телевизор и все знают, что рано или поздно любой фильм так или иначе выйдет на платформе. Зачем приходить в кинотеатр, чье единственное отличие – огромный зал, и смотреть кино, которое удобнее посмотреть дома? Родители с детьми авторское кино смотреть не будут – это сразу убирает половину аудитории. Подростки и молодежь любят ужастики или еще что-то другое. Если ты пришел на свидание с девушкой, то не станешь грузиться и выберешь развлекательный фильм. Если даже людям и рекомендовали какой-то авторский проект, то они с утра уже посмотрели новости об СВО и курсе доллара, и такое «авторское кино» уже сложно чем-то перебить.

Еще вопрос в том, что мы считаем авторским кино. Если мы считаем авторскими фильмы Кристофера Нолана, Дэнни Бойла или Дени Вильнева, то на такое авторское кино, очередную ДЮНУ, например, я, безусловно, пойду. Но если мы говорим о малобюджетном артхаусе без масштабных съемок, то зачем это смотреть в кино? В то же время важно сделать так, чтобы все потенциальные зрители Велединского узнали, что такой фильм есть и его можно легко посмотреть. Домашний просмотр в этом случае предоставляет прекрасную возможность. В домашних условиях сегодня можно собрать миллионы зрителей. Такова новая структура потребления киноконтента, и в прежнюю реальность, по моему мнению, мы уже не вернемся.

В первую очередь в этом виновата пандемия, которая заперла нас всех дома, и мы все поняли, как удобно смотреть кино на диване. Во-вторых, сказалось развитие технологий, благодаря которым мы прошли путь от черно-белого экрана небольшого телевизора к метровым экранам домашних кинотеатров. И сегодня тот человек, который готов потратить две, три или пять тысяч в месяц на походы в кино, может позволить себе купить дорогой телевизор. И третья причина – огромное количество контента, человек уже попросту не успевает посмотреть все.

Безусловно, в идеальном мире нужны кинотеатры, где постоянно будут идти классика и авторское кино. Но как такой кинотеатр сегодня будет выживать? Он же кому-то принадлежит. Вопрос: стоит ли тратить деньги на содержание такого кинотеатра или лучше потратить бюджет на маркетинг арт-фильма на платформе? Повторюсь, я не вижу причин биться именно за кинопрокат. Это устаревший принцип: «Если фильм не показали в кинотеатрах, то это не кино».

Но есть и есть другая проблема – заставить зрителей смотреть достаточно зрелищные фильмы с хорошим кастом и блестящей работой художника не на телефоне. Есть еще такой нюанс. Когда мы приходим в кино, у режиссера есть минут 20–30 перед тем, как зрители начнут выходить из зала. Он может показывать полную дичь или скукоту, но это время у него все же есть. В случае домашнего просмотра этот гэп сокращается до минуты, причем это касается даже авторского кино. На фестивале «Маяк» были разные фильмы. Одни держали с первой минуты, другие к пятидесятой только начинали раскачиваться. И режиссерам авторского кино в этом смысле придется перестраиваться и приближаться к зрительскому, чтобы удерживать публику.

Мне кажется, для автора самое важное – чтобы его работу посмотрело максимальное количество нужной ему аудитории. Это могут быть 7 миллиардов жителей Земли или 200 тысяч интеллектуалов, но нет такого автора, которому по барабану на то, кто его посмотрит. И если тебе предоставляют возможность, чтобы максимум людей узнали твои идеи, то, я считаю, авторы должны молиться на платформы и радоваться.

Примеры успешных в кино арт-фильмов, как, например, недавней якутской АЙТЫ, – исключение из правил. Иногда понятием «авторское» оправдывают плохое кино. Если поговорить без микрофонов с продюсерами, можно будет заметить, как они начинают дергаться при упоминании авторского кино. Режиссеры с претензией любят упирать на то, что зрители просто не понимают их аллюзий. Не всегда это так, но в ряде случаев так и есть. В этом смысле платформы позволяют продюсерам отбить хотя бы часть затрат, которые тратятся на молодых гениев.

А вот фестивали авторского кино как раз очень нужны. Людям важны награды, нет другой формы признания. Ты молодой режиссер, ты не пошел снимать популярные фильмы или сериалы, и у тебя есть стремление высказаться. Как иначе получить подтверждение, что ты чего-то стоишь? Ты не пошел снимать восьмой сезон какого-то сериала, а получил награду «Маяка». Принес ее домой, поставил на полку: «Я победитель «Маяка», это будет у наших детей стоять». Пройдет десять лет, «Маяк» станет, предположим, новыми Каннами, и это поменяет внутреннее ощущение многих авторов. Это, наоборот, шанс на то, что кто-то будет снимать не только зрительское кино.

Резюмируя, авторское кино для меня сегодня – это фестивально-платформенный сегмент. Субкультуры пока еще никто не отменял, способ найти своих людей через авторское кино. Это один из самых простых способов донести свой внутренний мир другому человеку.

Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.

Фото: Геннадий Авраменко

Самое читаемое

Кинообразование: как его получить и что делать потом
Подробнее
Драма «Просточеловек» вновь победила на кинофестивале в США
Подробнее
Предварительная касса уикенда: пиратский релиз «Головоломки 2» вновь оказался первым
Подробнее
Предпродажи уикенда: среди новинок лидирует «Мой любимый чемпион»
Подробнее
KION эксклюзивно покажет кинопремию «Ника»
Подробнее
Новинки июля в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Онлайн-кинотеатр «Иви» рассказал о новинках июля
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей премьерой стала комедия «Бывший в помощь»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 24–30 июня 2024 года
Подробнее
Сериальный перезапуск «Гарри Поттера» обзавелся шоураннером и режиссером
Подробнее
Онлайн-кинотеатр KION рассказал о новинках июля
Подробнее
РОСКИНО проведет Дни вьетнамского кино в Москве
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках июля
Подробнее
Касса России: пиратские релизы вновь заняли лидирующие позиции
Подробнее
Производственный бюджет нового «Капитана Америки» перевалил за 350 млн долларов
Подробнее
В Москве пройдет пятый форум «Российская креативная неделя»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 27–30 июня
Подробнее
Кинокомиссия Краснодарского края подвела итоги за 2023 год
Подробнее
Cirque du Soleil займется производством кино и сериалов
Подробнее
Официальная касса России: Богатыри против Иванушек
Подробнее