Михаил Местецкий: «Очень важно, чтобы в сегменте авторского кино появлялись свои блокбастеры»
БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России
Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.
Главный редактор БК Юлия Шампорова побеседовала с режиссером Михаилом Местецким для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.
Прокат нашего фильма ГОД РОЖДЕНИЯ как раз сможет показать, могу ли лично я что-то сделать, чтобы изменить текущую ситуацию и расширить аудиторию авторского кино. На нашем фильме мы совершили много шагов навстречу зрителю. Мы целенаправленно старались не замыкаться в сумрачном артхаусном гетто, а хотели, наоборот, вырваться из него и быть открытыми, интересными, яркими. Но при этом не терять свой голос, стиль.
Безусловно, сегодня современная кинотеатральная аудитория очень юная. Взрослые и вдумчивые зрители сидят дома. Они выбирают возможность включить домашний кинотеатр и спокойно посмотреть новый фильм своего любимого режиссера-автора на диване. Такая диванная опция, конечно, бьет по прокату взрослого вдумчивого кино. Но амплитуда авторского кино ведь очень широкая. Можно снять сложное кино, которое потребует сосредоточения и тишины, или будет смущать тебя как зрителя, и тебе неловко будет смотреть его среди других людей. А может быть фильм не менее сложный, не менее авторский, но прекрасно подходящий для коллективного просмотра. Такой фильм-концерт, где кайф именно в том, что ты не один, а вместе с кем-то, в коллективном вайбе. Например, фильмы Кустурицы я лучше посмотрю в кинотеатре, и атмосфера, создаваемая его картинами в кинозале, мне помогает. Вот и наш фильм тоже надо смотреть в кинотеатре. Мы изначально хотели этого – и кажется, у нас получилось.
И второе, что крайне важно для зрительского успеха такого рода кино, – правильная дистрибуция. И здесь очень помогают фестивали. Любой фестиваль – всегда один из ключевых механизмов дистрибуции авторского кино, если не самый ключевой. Это не ярмарка тщеславия. Если ты производишь вкусные пирожные, тебе нужна кондитерская, в которую их нужно привезти, для пирожных нужен прилавок. А иначе все эти сладкоежки просто о тебе не узнают. На фестивали приезжают как журналисты, работающие в крупных изданиях, так и ведущие телеграм-каналов, которые превратились в полноценные небольшие медиа. В итоге на фестивалях происходит перекрестное «опыление», как творческое, так и в плане промо.
И очень важно, чтобы в сегменте авторского кино появлялись свои блокбастеры. То есть фильмы, которые привлекают не только целевую аудиторию арт-кино, но и более широкую публику. Это фильмы вроде АРИТМИИ и СНЕГИРЯ Бориса Хлебникова, ВЕРНОСТИ Нигины Сайфуллаевой, картин Анны Меликян и многие другие. Это фильмы, которые посылают зрителям сигнал, что авторское кино – это не страшно и интересно, это тот контент, который доставляет удовольствие думать. Я бы очень хотел, чтобы наш ГОД РОЖДЕНИЯ стал таким локомотивом для сборов авторского кино. Сейчас все карты у нас на руках, но это всегда лотерея и игра.
Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.
Фото: Ксения Угольникова