БК составил рейтинг главных молодых режиссеров и продюсеров России
Публикации независимых рейтингов профессионалов киноиндустрии возобновляются
Год назад БК опубликовал первый независимый рейтинг профессионалов киноиндустрии – список главных продюсеров, режиссеров, актеров и актрис десятилетия. Эти списки широко цитировались и вызвали самую разную реакцию. Мы решили продолжить и на этот раз составили рейтинг кинематографистов, возраст которых не превышает 35 лет. На этот раз аналитикам БК помогли коллеги с портала Кино-Театр.Ру, которые любезно предоставили данные собственной базы участников актуального кинопроцесса. Эти данные были положены в основу некоторых критериев успешности фигурантов топов.
Мы выделили несколько ключевых критериев, по которым оценивалась деятельность режиссера. Ими стали объем киноаудитории каждого из фильмов, размер бюджетов, которые доверяли продюсеры тому или иному постановщику, фестивальные награды и кинопремии, уровень медийности, количество функций, исполняемых режиссером на проекте, а также зрительская оценка картин и успех проектов на онлайн-сервисах. В расчет брались только те данные, которые БК предоставляют сами ОТТ-платформы. Рейтинг учитывает только полнометражные проекты, которые вышли в прокат и на ОТТ-платформах в период с 1 января 2016 года по 31 июля 2021 года.
Лидером нашего топа стал тридцатилетний Кантемир Балагов. В возрасте 26 лет со своим дебютным фильмом ТЕСНОТА ученик Александра Сокурова попал во вторую по значимости программу Каннского фестиваля «Особый взгляд», уже тогда обратив на себя пристальное внимание международной прессы и профессионалов рынка. С тех пор Балагов успел взять приз за режиссуру в том же «Особом взгляде» со своей второй картиной ДЫЛДА и вписаться в команду режиссеров экранизации популярной видеоигры The Last of Us для HBO Max под руководством Нила Дракманна и Крэйга Мэйзина.
Второе место в нашем рейтинге занял Олег Трофим. Он снял два высокобюджетных проекта – первую часть дилогии ЛЕД и полнометражный фильм МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР. Первая лента триумфально прошла в отечественном прокате, собрав 1,5 млрд рублей. ЛЕД – единственный российский «миллиардер», снятый режиссером моложе 35 лет. Второй фильм с огромным энтузиазмом был встречен международной онлайн-аудиторией, выведшей фильм в лидеры просмотров на Nеtflix.
Бронзу нашего топа забрал самый плодовитый участник рейтинга, 32-летний Егор Баранов. Он может похвастать числом и разнообразием проектов, большинство из которых принесли неплохую кассу. В его активе три части кинотеатральной версии сериала ГОГОЛЬ, участие в народной франшизе ЕЛКИ и полнометражная версия фантастического проекта АВАНПОСТ.
На четвертом месте нашего рейтинга расположилась единственная девушка в десятке лучших – Кира Коваленко. Соратница Кантемира Балагова по мастерской Александра Сокурова также отметилась двумя работами и со второй из них тоже попала в каннский «Особый взгляд». Причем картина РАЗЖИМАЯ КУЛАКИ была признана лучшим фильмом конкурса. Попади режиссерский дебют Коваленко СОФИЧКА на крупный фестиваль, расклад в нашем топе, возможно, был бы совершенно иным.
На пятом месте нашего топа Илья Учитель, 29-летний сын Алексея Учителя и режиссер двух картин. Одна из них, масштабная ретро-драма СТРЕЛЬЦОВ, вышла сразу после завершения локдауна, из-за чего не в полной мере оправдала возложенные на нее кассовые ожидания. В то же время СТРЕЛЬЦОВ обрел вторую жизнь на стриминг-платформах, где пользовался стабильным спросом на протяжении долгих месяцев.
Топ-10 нашего списка выглядит так:
1. Кантемир Балагов (30)
2. Олег Трофим (31)
3. Егор Баранов (32)
4. Кира Коваленко (31)
5. Илья Учитель (29)
6. Филипп Юрьев (31)
7. Иван И. Твердовский (32)
8. Егор Абраменко (34)
9. Илья Аксенов (32)
10. Александр Домогаров-младший (32)
Также аналитики БК выделили трех самых перспективных молодых продюсеров. Изначально мы планировали выпустить полноценный топ-25, но требуемого количества персоналий попросту не набралось. Деятельность продюсера оценивалась по ряду знакомых критериев. Ими стали соотношение сборов и бюджета каждого проекта, размер бюджетов, уровень полученной господдержки, зарубежный прокат, фестивальные награды и кинопремии, уровень медийности, работа с дистрибьютором и успех проектов на онлайн-сервисах. В расчет брались только те данные, которые БК предоставляют сами ОТТ-платформы.
Первое место в нашем топе занял Александр Андрющенко, которому на данный момент всего 33 года. Андрющенко вместе с Михаилом Врубелем и Федором Бондарчуком приложил руку к двум крупным франшизам – ПРИТЯЖЕНИЕ / ВТОРЖЕНИЕ и ЛЕД. Сиквел ЛЬДА стал самым кассовым российским фильмом прошлого года. Картина успела собрать в российских кинотеатрах более 1,5 млрд рублей перед локдауном, из-за которого следующий проект Андрющенко, СПУТНИК, вышел сразу онлайн, что стало уникальным кейсом для отечественной киноиндустрии. Фантастический хоррор стал первым успешным стриминг-релизом из числа жанровых российских картин. Отдельной историей успеха стали продажи СПУТНИКА на зарубежные рынки.
На втором месте Илья Стюарт (33 года) вместе с коллегами по компании Hype Film. Именно Стюарта можно назвать самым успешным молодым производителем арт-мейнстрима в России на текущий момент. Начав карьеру с фильмов, которые можно описать как тусовочное кино для продвинутой молодежной аудитории крупных городов, продюсер планомерно продвигался со своими проектами по фестивальной иерархии – как отечественной, так и международной. Если фильм УЧЕНИК Кирилла Серебренникова был представлен в Каннах во второй по значимости программе «Особый взгляд», а первый полноценный международный проект Стюарта УРОКИ ФАРСИ удостоился на Берлинале внеконкурсной гала-премьеры, то недавние ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ того же Серебренникова уже были приглашены в основной конкурс Канн. Есть в активе молодого продюсера и народный хит РОДНЫЕ.
Бронзу нашего топа молодых продюсеров получил заместитель исполнительного директора Фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм» и бывший аналитик «Бюллетеня кинопрокатчика» Николай Ларионов (35 лет). В его активе – молодежные мелодрамы БЕЗ МЕНЯ и ВЫШЕ НЕБА, фантастика КОМА и совсем свежая и крайне успешная семейная картина ПАЛЬМА. Но самым заметным достижением в его карьере остается вклад в успех одного из самых главных российских блокбастеров последних лет, военной драмы Т-34, собравшей в прокате 2,3 млрд рублей.
Полные списки участников, подробное описание критериев и аналитика результатов доступны подписчикам электронной рассылки. По вопросам приобретения электронного номера БК пишите на metro@kinometro.ru.
Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram
16.08.2021 Автор: Никита Никитин