
Увидеть, услышать и понюхать - кинотеатры 4DX
Сеть кинотеатров «Синема Парк» заключила соглашение с корейской компанией CJ 4DPLEX Co. Ltd
На прошлой неделе крупнейшая в России сеть кинотеатров «Синема Парк» заключила соглашение с корейской компанией CJ 4DPLEX Co. Ltd, занимающейся разработкой и внедрением технологий кинопоказа. Сделка предусматривает строительство 19 кинозалов 4DX в России в течение пяти следующих лет. Первые два зала планируется открыть в Москве и Нижнем Новгороде в октябре, а последующие два – в Санкт-Петербурге и Сургуте в конце текущего года.
Формат 4DX позволяет зрителю задействовать не только зрение и слух, но и все остальные органы чувств. Еще большего эффекта погружения можно добиться с помощью движений кресел, синхронизированных с происходящим на экране, порывов воздуха, брызг воды, запахов (около 1000 различных вариантов) и других эффектов вроде генератора тумана или игры со светом.
Вывески, рекламирующие формат 4D (или даже 5D, 6D, 7D…), можно встретить практически в любом крупном или среднем городе России. Такие «кинотеатры» можно обустроить практически в любом месте – хоть в ТРК, хоть рядом с обычными кинозалами, хоть на набережной Сочи. Продолжительность сеансов в таких «кинотеатрах» очень короткая, а предоставляемый контент – весьма ограничен и малопривлекателен. По сути, это лишь аттракцион, не имеющий никакого отношения к большому кино. Он не предоставляет зрителям сюжет, эмоции, совместное переживание – все то, что рождает Магию кино. Формат 4DX впервые предложит россиянам не обычные «американские горки», а голливудские новинки с дополнительными эффектами. Сейчас можно вспомнить картину ДЕТИ ШПИОНОВ 4D, вышедшую на экраны в августе прошлого года – тогда создатели фильма предлагали ощутить лишь запах, причем зрителю для этого приходилось прикладывать дополнительные усилия, что всегда идет в минус любой технологии.
«Ключевым моментом в партнерских отношениях с корпорацией CJ является ее достойная репутация в индустрии развлечений, прочные деловые связи с главными киностудиями, а также предложение широкого репертуара голливудских фильмов для показа в залах 4DX», – говорит в официальном пресс-релизе Сергей Китин, генеральный директор компании «Синема Парк».
Предоставляемый корейской компанией контент и правда весьма широк и заметно превосходит тот, что был у IMAX в начале его бурного развития. В 2010 и 2011 годах в кинозалах 4DX вышло по 17 голливудских фильмов. В текущем году таких картин набралось уже 13, а в данный момент в обустроенных кинотеатрах можно посмотреть ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 4: КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ДРЕЙФ, ШАГ ВПЕРЕД 4 и НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК. «Мы сделали несколько фильмов с CJ, и они были очень успешными», – цитирует LA Times Криса Аронсона, главу отдела дистрибуции 20th Century Fox в США. – В этом определенно есть что-то уникальное для кинотеатров». Программирование эффектов занимает примерно две-три недели. По заявлениям разработчиков, они стараются не перегрузить зрителя эмоциями и даже проводят тесты с кардиомониторами.
Кинозалы 4DX не обязательно показывают трехмерное кино. В двухмерном формате шли ФОРСАЖ 5; ЖИВАЯ СТАЛЬ; ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ; МОРСКОЙ БОЙ; БЕЛОСНЕЖКА И ОХОТНИК.
Строительство и оборудование одного кинозала обходится примерно в $2 млн, показчик покрывает половину затрат. Стоимость билета на фильм в формате 4DX будет примерно на одном уровне с ценами в премиум-залы и IMAX. Как и в случае с канадской корпорацией, CJ 4DPLEX также будет участвовать в распределении выручки от кассовых сборов фильмов.
Первые кинозалы 4DX были построены в 2009 году в Южной Корее. На сегодняшний день сеть разрослась до 31 кинотеатра, а к 2016 году планирует увеличить это число до 1500. Помимо Южной Кореи, CJ 4DPLEX представлен в Китае, Тайланде, Израиле, Мексике и Бразилии. Партнером компании в последних двух странах является сеть Cinépolis, крупнейший оператор в Латинской Америке и четвертый – в мире. В распоряжении сети уже 11 подобных кинозалов, а со временем площадки 4DX появятся в Бразилии и Перу. Совсем недавно CJ открыла представительство в США и сейчас близка к подписанию соглашения с одной крупной сетью, которая внедрит новую технологию примерно в 200 американских кинозалах.
Обретет ли формат 4DX популярность – покажет время. Тем не менее, все предпосылки для этого есть. Ориентироваться на отдельно стоящие 4D-аттракционы с непопулярным и непродолжительным контентом все же не стоит. Ощущения от эффектов (а у 4DX они, по всей видимости, гораздо лучше) при просмотре любимого полнометражного фильма, на большом экране, в окружении десятков (если не сотен) других зрителей будут совсем другими.
Форматы 3D и IMAX в свое время тоже долго разгонялись, однако сейчас 3D считается нормой (и никто не вспоминает, что стереокино было и в Советском союзе), а кинозал IMAX сразу придает любому кинотеатру весомости перед конкурентами. Кроме того, новая технология, похоже, придется по душе детям, чего не скажешь об IMAX, рассчитанного, в основном, на молодежь.
Сейчас, когда 3D переживает кризисный период и перестал прогрессировать, возможно, именно 4DX станет тем инструментом, который если не вернет в кинотеатры «потерянных» зрителей, то хотя бы позволит отдельным фильмам полностью вырабатывать свой потенциал, ведь конкуренция в таких залах пока что значительно ниже.
06.12.2012 Автор: Андрей Белый