top banner

Рейтинг имеет значение

Американский опыт системы возрастных рейтингов

Вот уже несколько месяцев после введения в российский кинопрокат системы возрастных ограничений среди профессионалов индустрии не утихают споры относительно правильности, действенности и, что наиболее важно, финансовых последствий данного решения. На этой неделе нам попался материал, опубликованный на сайте TheWrap.com, посвященный подведению «рейтинговых» итогов года. И мы решили обратиться к американскому опыту использования возрастных ограничений, существующих уже несколько десятилетий, и проанализировать, какое воздействие они оказывают на кинотеатральный прокат США, а также какова степень заинтересованности производителей и прокатчиков контента в создании «сегментированной» продукции.

Изначально материал был опубликован в электронной рассылке "БК" № 48 (461) за 07.12.2012.

Система рейтингов Американской киноассоциации (MPAA) вступила в силу 1 ноября 1968 года и с незначительными изменениями действует до сих пор. Она распределяет ленты по следующим категориям:

G – без возрастных ограничений;

PG – детям рекомендуется смотреть фильм в присутствии родителей;

PG-13 – дети до 13 лет допускаются на фильм только в сопровождении родителей;

R – подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении хотя бы одного из родителей либо законного представителя;

NC-17 – лица 17 лет и младше на фильм не допускаются.

Для каждого фильма MPAA создает специальную комиссию, которая после просмотра и обсуждения определяет рейтинг путем голосования. Подать апелляцию может только продюсерский состав или режиссер картины. В этом случае формируется расширенная комиссия, повторно просматривающая ленту и обсуждающая конкретные доводы авторов, изложенные в апелляции. Выявляются сцены, оказывающие определяющее влияние на рейтинг фильма, их список прилагается к официальному решению комиссии и все это отправляется создателям картины, которые должны либо внести в свою работу соответствующие коррективы, либо согласиться с окончательным вердиктом.

В 2012-м на американский рынок было выпущено 168 фильмов с рейтингом R, что на 33% больше, чем год назад. Их общие кассовые сборы составили $2,4 млрд. В то же время 113 картин с рейтингом PG-13 собрали $4,7 млрд, а 52-м лентам с рейтингом PG досталось $1,8 млрд.

Только один «взрослый» фильм попал в топ-10 самых кассовых проектов года (ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ). Зато там нашлось место для шести лент c рейтингом PG-13 (в том числе четыре верхние строчки) и трем картинам с рейтингом PG. В 2011 году девять из десяти первых строчек бокс-офиса занимали восемь фильмов с рейтингом PG-13 и один – с G. Из топ-25 франшиз всех времен только одна МАТРИЦА имеет рейтинг R. Прошлым летом к этой группе приблизилась франшиза ЧУЖИЕ благодаря прокату ПРОМЕТЕЯ. Проанализировав данные цифры, можно задаться резонным вопросом: зачем же дистрибьюторы наращивают выпуск лент с рейтингом R, если их средний доход меньше?

Одним из ответов на этот вопрос является то, что большинство фильмов категории R прокатывают независимые компании, зачастую сами не занимающиеся производством подобной продукции. «В ряде случаев вы действительно не можете принимать решение о том, какой у фильма будет рейтинг. Создатели выбирают органичную манеру подачи материала и снимают в соответствии с ней и располагаемыми ресурсами, – говорит глава отдела дистрибуции Lionsgate Ричи Фэй. – Но вы все равно в курсе того, что происходит на съемочной площадке, вы читали сценарий и планируете свои дальнейшие действия с учетом этого».

Девять из двенадцати картин, выпущенных в этом году The Weinstein Company, ориентирующейся на взрослого зрителя и в основном покупающей контент, получили рейтинг R. В то же время только четыре проекта из девятнадцати, выпущенных лидирующей пока в гонке дистрибьюторов Sony, имели подобный рейтинг. Ни одна из одиннадцати лент Buena Vista, занимающей второе место, его не получила. А из мэйджоров наибольшее количество подобных проектов у Universal (четвертое место в гонке прокатчиков) – восемь из четырнадцати.

Конечно, это не значит, что присвоение фильму рейтинга R автоматически означает его финансовую смерть. Помимо того же ТРЕТЬЕГО ЛИШНЕГО неплохо сработали КОД ДОСТУПА «КЕЙПТАУН» ($126 млн), ПРОМЕТЕЙ ($126 млн), МАЧО И БОТАН ($138 млн). У главы отдела дистрибуции Universal Никки Рокко есть свое мнение на этот счет: «Прежде всего хочется остаться верным материалу. Нельзя снять такой фильм, как ОСОБО ОПАСНЫ, с другим рейтингом. К тому времени, как проекту был дан «зеленый свет», уже ни у кого не оставалось сомнений, что у него будет рейтинг R. Это не прихоть режиссера, это концепция картины. Другая причина в том, что необходимо внести разнообразие на рынок. Помимо того, что есть продукция для всех, взрослым зрителям нужно предложить что-то особенное».

У Warner Bros. в 2012 году было шесть фильмов с рейтингом R из четырнадцати (не считая проектов в формате IMAX: фильмы о природе и перевыпуски старых картин). И ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ, заработав $448 млн, занял второе место в списке самых кассовых проектов года. Но с точки зрения эффективности вложенных средств вне конкуренции оказался СУПЕР МАЙК с рейтингом R – его сборы составили $113 млн при бюджете всего в $7 млн. И одна из главных надежд студии в «оскаровской» гонке – ОПЕРАЦИЯ «АРГО» – тоже является обладателем данного рейтинга.

Очевидно, что работа в сегменте лент категории R предоставляет кинематографистам возможность более реального отображения тех жизненных ситуаций, о которых они хотят рассказать. Но в большинстве случаев это не самоцель. «Если бы авторы, например, ЧЕЛОВЕКА-ПАУКА хотели показать реальную борьбу с преступностью, то вручили бы своему герою не только липкую паутину, но и кое-что гораздо мощнее», – иронизирует старший аналитик Exhibitor Relations Co. Джефф Бок. Тот же Ричи Фэй из Lionsgate не скрывает нюансов разработки франшизы СУМЕРКИ: «Стефани Майер получила очень четкое указание исключить любые намеки, которые могли бы дать повод присвоить фильму рейтинг R. Она знает аудиторию, читающую ее книги, много общалась с этими людьми, поэтому прекрасно представляла, что надо делать».

Если вы снимаете комедию категории R наподобие МАЛЬЧИШНИКА В ВЕГАСЕ или ТРЕТЬЕГО ЛИШНЕГО, то это может сойти вам с рук и сборы подчас оказываются на хорошем уровне, но с фэнтези и экшном такие шутки обычно не проходят. Неудивительно, что в топ-10 текущего года четыре картины относятся к этим жанрам и имеют рейтинг PG-13. Сегодня трудно представить любой проект, несущий в себе потенциал франшизы и требующий значительных финансовых вложений, который был бы запущен крупной студией на материале, подпадающем под рейтинг R. Редким исключением стал ПРОМЕТЕЙ, но это был уже хорошо раскрученный бренд и снимался он с расчетом на международный прокат. Ни на одном локальном рынке подобный проект не окупился бы. Безусловно, твердость Ридли Скотта, изначально являвшегося приверженцем рейтинга R, привлекла в кинотеатры определенную часть взрослой аудитории. Но уже никто и никогда не сможет просчитать, сколько бы собрал фильм, будь он доступен для подростков.

В Америке существует специальная некоммерческая организация Dove Foundation, которая призывает до минимума сократить насилие на экране. «Я думаю, общество просто устало. Людям надоели взрывающиеся части тел, обнаженка и мат на экране, поэтому большинство выбирает PG-13», – считает глава Dove Foundation Дик Рольф.

Все это выглядит правильно и красиво, но есть и другой пример – вымирающий рейтинг G. В 2012 году подобных проектов было выпущено только девять. Треть из них – перевыпуски, два – фильмы Disney о природе, а остальные – независимые ленты, среди которых один из самых громких провалов года – БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ. «Просто это стало уже не круто для детей. Они достаточно быстро взрослеют, и к тому моменту, когда попадают в кинотеатры, их перестают интересовать подобные вещи», – уверен Джефф Бок.

Кроме того, в уходящем году 261 фильм был освобожден от рейтингов MPAA. В основном это малобюджетные иностранные картины, документальные ленты и ряд перевыпусков. Они собрали $45,4 млн, что составило в среднем $174 тысячи на одну ленту. В 2012 году только два фильма вышли с рейтингом NC-17: КИЛЛЕР ДЖО от LD Entertainment ($1,9 млн) с Мэтью Макконахи и ОТКРОВЕНИЯ от Kino Lorber ($754 тысячи) с Жюльетт Бинош.

Как можно заметить, система рейтингов несет в себе и плюсы, и минусы. Понимая последствия налагаемых ограничений, создатели могут сделать правильный выбор относительно жанра своего проекта, а также определить степень реалистичности отражаемых в фильме сюжетных коллизий. В конце концов, любая компания хочет, чтобы ее продукция находила своего потребителя и доставляла ему только радость, а не раздражение и досаду. Ведь именно это – основа коммерческого успеха.


13.12.2012 Автор: Семен Брожитов

Самое читаемое

CinemaCon 2025: Презентация Warner Bros.
Подробнее
CinemaCon 2025: Презентация Universal
Подробнее
Новинки апреля в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Батя 2. Дед» возглавила чарт
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Батя 2. Дед» опережает «Тещу»
Подробнее
Дивный новый мир: реальна ли вероятность возвращения голливудских мейджоров в Россию?
Подробнее
Apple TV+ урезает доступ к своему контенту в России
Подробнее
«Инклюзия в кино» и МШК запускают опен-колл на инклюзивную лабораторию для сценаристов
Подробнее
Стала известна программа и жюри фестиваля «Святая Анна»
Подробнее
CinemaCon 2025: Презентация Sony Pictures
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 31 марта – 6 апреля 2025 года
Подробнее
CinemaCon 2025: Презентация Lionsgate
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 3-6 апреля
Подробнее
CinemaCon 2025: Презентация Disney
Подробнее
Московский международный кинофестиваль представил программу и жюри
Подробнее
Okko рассказал о новинках апреля
Подробнее
CinemaCon 2025: Презентация Paramount
Подробнее
Стали известны лауреаты анимационной премии «Икар» за 2024 год
Подробнее
Wanta Group сравнила рейтинги ожидания фильмов 2024-2025 годов до премьеры и после начала проката
Подробнее
Касса четверга: сиквел «Бати» захватил первенство
Подробнее
filmmarket