Кино без монтажных склеек
Как снимались самые известные сцены «одним дублем»
Кино, в отличие от живописи или скульптуры, представляет собой синтетическое искусство, в котором огромная роль отведена технической составляющей творческого процесса. С приходом звука и цвета, а также с развитием съемочной техники и оборудования, претерпел изменения и киноязык. Фильмы стали технически более совершенными и убедительными в создании запоминающейся иллюзии на большом экране. У режиссеров появилось больше инструментов и приемов для удержания и управления зрительским вниманием.
Съемка сцены, эпизода или даже целого фильма одним долгим планом – один из наиболее заметных и практически всегда эффектных приемов в арсенале желающих выделиться режиссеров. Прием не нов, но в последние годы стал чересчур популярным, а благодаря нескольким выдающимся картинам вышел на качественно иной уровень воплощения. Мы составили список из одиннадцати фильмов, в которых сцены без видимых склеек производят сильное впечатление и способствуют раскрытию истории.
ВЕРЕВКА (1948)
Картина примечательна тремя фактами. Это первый цветной фильм Альфреда Хичкока. Кроме того, это первая совместная работа знаменитого режиссера и актера Джимми Стюарта. Наконец, долгие планы и первая осознанная попытка снять без видимых склеек. Попытка провалилась, поскольку технически камеры тех лет были не в состоянии обеспечить подобный результат. Бобины хватало на 10 минут непрерывной записи. Поэтому Хичкок снял фильм десятью продолжительными планами по 7–10 минут каждый, которые монтировались через скрытые склейки. Сейчас фильм технически устарел, смотрится наивно и даже топорно в своем желании удивить приемом, но он был первым, поэтому заслуживает быть упомянутым.
Я – КУБА (1961)
Один из самых незаурядных и одновременно недооцененных фильмов своего времени. Картину о революции на Кубе сняли советский кинорежиссер Михаил Калатозов и оператор-постановщик Сергей Урусевский. Не будет преувеличением сказать, что картина имела все шансы стать огромным событием в мире кино благодаря своему изобразительному решению, но из политических соображений ленту положили на полку. В начале 90-х права на фильм были выкуплены Мартином Скорсезе и Френсисом Фордом Копполой, благодаря которым лента приобрела известность в профессиональных кругах. Фильм примечателен неповторимой и опережающей время манерой съемки. Урусевский снимал большую часть фильма с рук и на широкоугольный объектив. В ход шли также операторские тележки, канатные дороги и даже самодельный лифт для спуска и подъема с камерой. Разумеется, присутствует в картине и несколько сцен, снятых долгим планом с применением внутрикадрового монтажа, которые до сих пор смотрятся очень выигрышно. Чего только стоит эпизод с похоронной процессией, когда камера поднимается с уровня глаз людей, участвующих в церемонии, на верхний этаж дома через балкон, где расположено кафе.
СИЯНИЕ (1980)
В выдающемся триллере Стэнли Кубрика по роману Стивена Кинга присутствует продолжительная сцена с мальчиком, бегущим по ледяному лабиринту, и с ним же на велосипеде. Эпизод был решен продолжительным планом, который снимал оператор со стедикама. Это приспособление было изобретено за два года до съемок картины и успело пройти проверку на съемках РОККИ. Для картины Кубрика оператор и по совместительству изобретатель стедикама Гаррет Браун доработал систему, чтобы камера снимала на уровне мальчика, демонстрируя сцену с его точки зрения.
СЛАВНЫЕ ПАРНИ (1990)
Криминальная драма Мартина Скорсезе снискала славу в качестве одного из лучших голливудских фильмов о мафии. Продолжительная сцена прохода главного героя в ночной клуб снята с применением стедикама. Если верить легенде, то режиссер прибег к этому приему из-за невозможности снимать у главного входа. Трехминутный проход и знакомство с героями в клубе «Копакабана» были сняты с восьмого дубля.
НОЧЬ В СТИЛЕ БУГИ (1996)
Открывающая сцена раннего фильма одного из лучших американских режиссеров Пола Томаса Андерсона передает привет СЛАВНЫМ ПАРНЯМ. Камера демонстрирует вывеску клуба с верхней точки, после чего спускается и проникает в заведение, поочередно знакомя зрителя с семью героями кинофильма. По технике исполнения этот эпизод сложнее сцены из шедевра Мартина Скорсезе. Во время съемок группа также использовала стедикам.
ГЛАЗА ЗМЕИ (1997)
Брайан Де Пальма обожает снимать долгие планы и скрывать склейки. Как минимум в трех его картинах – КОСТРЫ ТЩЕСЛАВИЯ, ПУТЬ КАРЛИТО и ГЛАЗА ЗМЕИ – есть такие эпизоды, которые заслуживают попасть в этот список, но мы остановимся на триллере с Николасом Кейджем. Открывающая фильм сцена длится более двенадцати минут. Технически там есть пара спрятанных склеек, которые трудно заметить из-за умелого панорамирования камеры на стедикаме и монтажа.
КОМНАТА СТРАХА (2001)
Дэвид Финчер – это Орсон Уэллс своего поколения в плане работы с техниками съемки и технологиями. Оба автора состоялись в реалистичных жанрах, но при этом умудрились использовать самые передовые киноприемы. Финчер – один из первых постановщиков, активно начавших применять сцены с виртуальной камерой в триллерах. В остросюжетной картине о попытке ограбления элитной квартиры есть несколько эпизодов с парящей камерой через вентиляцию и перекрытия, но самый эффектный пролет и панорамы приходятся на сцену взлома жилища героини Джоди Фостер. Фильм включен в список благодаря мастерскому сочетанию реальной съемки с кадрами, сгенерированными полностью в графике.
РУССКИЙ КОВЧЕГ (2003)
Экспериментальный фильм Александра Сокурова примечателен тем, что является одной из первых картин наряду с ТАЙМ-КОДОМ, которые в действительности снимали одним дублем без склеек. С кинокамерой подобный трюк невозможно провернуть технически из-за ограничений по метражу пленки, но цифровые кинокамеры устранили этот барьер. Насколько известно, ленту удалось снять с третьего дубля. Кстати, фильм Сокурова длительное время удерживал пальму первенства среди российских картин по сборам за рубежом. Например, за океаном РУССКИЙ КОВЧЕГ заработал более трех миллионов долларов.
ДИТЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ (2006)
В удивительном фантастическом фильме Альфонсо Куарона выделяются две сцены, снятые длинным планом без склейки на монтаже. Сцена в автомобиле потребовала от кинематографистов эксплуатации системы DoggiCam с моторизированной головой, которую устанавливали на крыше. Камера на механической голове двигалась по двум осям и вращалась на 360 градусов. Заключительная сцена в городе также невероятно хороша и служит отличным примером выдающейся работы всей съемочной группы.
ГРАВИТАЦИЯ (2013)
Знаменитый фантастический фильм уже упоминавшегося Альфонсо Куарона попал в этот список в качестве первого проекта, в котором настолько длинные планы созданы полностью в 3D. Пожалуй, чисто технически и постановочно сцены в картине ДИТЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ было сложнее снять, поскольку там работала реальная техника на настоящей местности с массовкой.
БЕРДМЭН (2014)
Третий фильм в списке, снятый оператором-постановщиком Эммануэлем Любецки, которому везет на режиссеров, любящих длинные планы. Драма Алехандро Иньярриту насчитывает свыше двухсот склеек, но все они умело спрятаны при помощи монтажа и композитинга, плюс реальные кадры здорово перемешаны с компьютерными. БЕРДМЭН – прекрасный образец талантливого совмещения съемочных приемов с возможностями цифровых инструментов современных программ для сложного монтажа.
19.06.2016 Автор: Константин Мееров