Где и как снимали фильм «Последний богатырь: корень зла»
Локации, декорации, грим и спецэффекты
Идея ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ в своем первоначальном варианте была сформулирована много лет назад, когда компания Disney впервые обратилась к режиссеру Дмитрию Дьяченко с предложением снять современную киноисторию на русском былинном материале. Даже название тогда фигурировало – «Меч-кладенец». И хотя проект не состоялся, несколько лет спустя к идее сделать увлекательный приключенческий фильм для детей вернулись, теперь уже – в партнерстве с Yellow, Black and White. В результате на экраны российских кинотеатров вышла картина, для которой, по словам Дьяченко, взяли известных персонажей, знакомых каждому с детства, и взглянули на них под другим углом.
На создание сценария второго фильма (его написанием, как и прежде, занялась команда сценаристов сериала «Кухня» и фильма КУХНЯ В ПАРИЖЕ Василий Куценко, Игорь Тудвасев, Димитрий Ян и Павел Данилов, под руководством Виталия Шляппо) ушло около двух лет. Работать над продолжением начали в 2017 году, сразу после окончания съемок первой части.
«Мы учли прежде всего, что в первом фильме зрителям, возможно, не хватило представления самого этого места – Белогорье, – рассказывает Дмитрий Дьяченко. – Мы глубоко проработали мифологию параллельного мира и характер главного героя, который развивается как личность. Превращаясь в богатыря, обретая сверхчеловеческую силу, он фактически превращается в другого себя».
В новом фильме развиваются не только характеры героев – развиваются обстоятельства, в которых проявляются их характеры, подчас самым удивительным образом, обманывая зрителей в ожиданиях и преподнося сюрпризы.
Если в первом фильме Белогорье снималось в основном в предгорьях Кавказа, то ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА потребовал более широкой географии съемок. «Чтобы было интереснее следить за героями, которые непрерывно путешествуют, чтобы максимально разнообразить пейзаж», – говорит Дмитрий Дьяченко.
Герои непрерывно перемещаются во времени и пространстве, спускаются под землю и поднимаются в воздух – и в выборе локаций чувствуется тоже сказочный, или скорее голливудский масштаб: съемочная группа перемещалась между Подмосковьем, Карелией, Пермским краем и снова Кавказом, где недалеко от Сочи, в Сочинском Национальном Парке были найдены захватывающие дух горные панорамы и живописные реликтовые леса. По словам художника-постановщика фильма Григория Пушкина, на юг отправились с целью найти роскошную фактуру, которой нет в средней полосе. В прошлый раз, когда готовились к первому фильму, поиск был удачным, и сейчас постарались найти локацию где-то примерно в том же регионе, но в другом месте – не хотелось повторяться.
Город в Белогорье, где, провалившись в сказочный мир, впервые обнаруживает себя Иван, и где происходит значительная часть действия второго фильма, построили под Москвой, в районе Химок. Григорий Пушкин добавляет: «Было очень трудно найти подходящее место, чтобы выстроить на нем Белогорье. Это должен был быть реальный ландшафт, с горками и отсутствием на горизонте современных домов. Нам просто повезло – мы нашли такое место, и все построили с нуля. Частично фильм снимался там, под Москвой, частично на студии, в декорациях».
О процессе создания столицы сказочной страны рассказывает 3D-художник Максим Ваваев: «Мы разработали программу, которая позволила нам сначала конструировать элементы для домов, потом – дома из этих элементов, а потом уже весь город, начиная с самый маленьких невзрачных домиков, до больших красивых трехэтажных дворцов с разноцветными крышами. Все как в жизни – чем ближе к центру, тем выше и богаче, чем дальше – тем попроще. Вручную сделать такую работу невозможно, и мы прибегали к технологиям, которые позволили нам автоматизировать процесс. Это процедурное моделирование, с помощью нейронных сетей, в результате которого появляется живой город – с домами, улицами, деревьями, колодцами, коновязями и так далее. Там не должно было быть повторяющихся домов – они могут быть похожими, с повторяющимися элементами, но каждая постройка уникальна».
Создатели утверждают, что по степени сложности компьютерной графики, созданной для фильма, картин, равных ПОСЛЕДНЕМУ БОГАТЫРЮ: КОРЕНЬ ЗЛА в России пока нет. Рассказывает Анатолий Тур, арт-директор визуальных эффектов: «Обычно у нас есть кадр, в который мы вставляем трехмерного анимированного персонажа. Тут же мы столкнулись с тем, что для одного кадра часто нужно было совмещать два или три изображения. Например – есть актриса, которую сняли на хромакее, есть панорама города, над которым она пролетает, и нужно совместить изображения с двух камер. Они не совпадают, нужно их подобрать. К тому же, мы применяли абсолютно новый для нас вид оборудования – на съемках этого фильма было много панорамных съемок с использованием коптера. За коптер на съемках отвечали два человека. Один управлял камерой, которая на нем установлена, второй – собственно коптером. И синхронизировать их действия было очень сложно, приходилось учиться в процессе. Но результат мне нравится!».
Особое внимание уделялось созданию волшебных персонажей. Например, Водяной, как и Колобок, полностью созданы средствами компьютерной графики. Во втором фильме Водяной как будто оказывается на периферии сюжета, но все равно это – запоминающийся образ. Эта субстанция создана с начала до конца фантазией художника фильма Григория Пушкина, – и тем не менее, Водяного сыграл живой артист. Сначала сняли одетого в специальный костюм Сергея Бурунова – он «прошел» в живую все стадии роли, потом на основе готовых кадров создали макет персонажа, дополнили его мышцами, суставами, способными двигаться под кожей. После этого снова вступает в действие артист, который начитывает полностью все буквы русского алфавита и всевозможные сочетания букв. Дальше звучащие слоги и буквы соединяют в текст роли, и артист заново начитывает – и проигрывает – всю роль целиком. При этом на лбу у него в это время висит камера, снимающая мимику, которые затем методами компьютерной графики переносятся в кадр.
«Процесс усложняло и то, что мы вынуждены были отказаться от практики, принятой в американском кинематографе, где камера обычно вешается на актера сразу, и одновременно пишется звук и снимается изображение – рельеф лица, гримасы, – объясняет Дмитрий Дьяченко. – Съемки проходили не в павильоне, а в очень разных, чаще всего труднодоступных местах, и мы решили разделить этапы – сначала снять Сергея Бурунова, потом отдельно записать звук».
Художник-постановщик Григорий Пушкин считает самым сложным с точки зрения кинопроизводства персонажем Чудо-Юдо. Как и в случае с Водяным, эту роль также исполнял «живой артист», на которого потом «надевали» компьютерную графику. Этот артист − Александр Семчев.
В фильме есть еще и рыба-кит. Она обретает новые способности, и становится подвластной богатырской руке – пусть для руления этим чудищем и требуется недюжинная сила. О создании кита рассказывает 3D-художник Максим Ваваев: «Это не обычный кит, это сказочный персонаж, гигантский, сделанный из разных интересных материалов. Для нас главным было, чтобы в эпизодах с ним, от общего плана, к самому близкому, где стоят наши герои, изображение не теряло в качестве. Вручную это отрисовать было невозможно, ну ли пришлось бы потратить огромное количество ресурсов. Поэтому пришлось придумывать технологии, с помощью которых можно было бы взять любой масштаб – чтобы, например, можно было подлететь камерой к его глазу и посмотреть, как сужается его зрачок. Чтобы понять масштаб: зрачок этого сказочного кита размером примерно с футбольный мяч, так что можно себе представить размер всего существа. Примерно 160 метров в длину».
Особое место в картине занимает Избушка на курьих ножках. Художник-постановщик фильма Григорий Пушкин особенно гордится тем, что избушка на съемках являлась полноценной декорацией: «Конечно, мы не стали делать механических бегущих курьих ног. С помощью компьютерной графики их сделать дешевле и быстрее. Но целиком нарисованных конструкций у нас не было – это была настоящая изба, с реальными предметами, реальной архитектурой».
Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram
04.01.2021 Автор: Артур Чачелов
Источник: Disney