top banner

Санкт-Петербургский международный Контент-форум: Форум «ВедуКиноБизнес». День первый

Деловая программа от сети кинотеатров «Премьер Зал»

В этом году форум «ВедуКиноБизнес» совпал с празднованием 25-летия с начала работы сети кинотеатров «Премьер Зал», организатора мероприятия. «За это время не один десяток раз мы проводили форум «ВедуКиноБизнес», где делились собственным опытом работы и пригашали коллег для обсуждения их экспертизы. Это очень важно для развития рынка. Сегодня мы представим большой объем информации, связанной с работой кинотеатров, с тем, как зритель взаимодействует с площадкой, какие бизнес-процессы можно автоматизировать и улучшить в кинотеатре. Естественно, мы понимаем, что зритель на сегодняшний день смотрит кино не только в кинотеатре, но и в онлайне. Чтобы увидеть картину в целом и понимать в каком контексте живет аудитория, мы также заглянем в онлайн-кинобизнес», – открыл форум генеральный директор сети кинотеатров «Премьер Зал» Владимир Петелин.

На сессии «Управление персоналом сегодня» коммерческий директор «Премьер Зала» Артем Чулочников поделился опытом оптимизации персонала в восьмизальном кинотеатре в Екатеринбурге. Из 38 сотрудников в 2019 году к 2023 году осталось только 16. Фонд оплаты труда сократился до 670 тыс рублей с 924 тыс рублей в 2019 году. За это время в кинотеатре уменьшили количество основных ставок – кассир, контролер; убрали такие должности, как старший кассир, разнорабочий; сократили количество бухгалтеров (сейчас кино и общепит на одном сотруднике); стали обращаться при необходимости к услугам подряда и фриланса. По словам Артема Чулочникова, основная штатная единица теперь – универсальный работник кинотеатра, совмещающий в себе разнообразные функции. Он может приготовить попкорн, принять товар, продать билет, запустить зрителей в зал и даже проследить за кинопоказом.

Руководитель отдела проката «Премьер Зала» Андрей Колесниченко начал сессию «Букинг. Мифы и реальность» с наблюдения о том, что раньше можно было работать с пятью компаниями-мейджорами, выбирая скорее не фильмы, а компании, а теперь приходится выбирать именно фильмы. В то же время этот выбор стал сложнее, поскольку выходящий сейчас контент в основном неизвестен широкой аудитории. Спикер представил ряд фильмов, которые рынок недооценил, но которые показали хорошие результаты в более трехстах кинотеатрах киносети. Фильм ВОЛК И ЛЕВ собрал в кинотеатрах «Премьер Зала» 5,5 млн рублей при общих сборах в стране в 42 млн. Для сравнения, на выходящих каждую неделю хоррорах, собирающих 30-40 млн рублей, в сети зарабатывают 2-3 млн рублей. Фильмы МОЯ ФЕЯ-ПРОКАЗНИЦА и КУКОЛЬНИК были расписаны во всех площадках сети. При общих сборах в 22 млн рублей в «Премьер Зале» ФЕЯ заработала 1,8 млн рублей. Сборы КУКОЛЬНИКА в сети составили 24% от совокупного бокс-офиса – 3 млн рублей из 12 млн. Также высокие сборы в сети показали проекты ЗАЛОЖНИКИ и КВЕСТ. По опыту Андрея Колесниченко, в кинотеатрах должны быть представлены только те фильмы, которые могут привлекать аудиторию и зарабатывать. Если ставить в расписание множество картин, то можно столкнуться с ситуацией, когда не будет возможности продлить рабочее кино. Спикер призвал коллег не забивать репертуар под завязку, оставлять место для маневра и не вытеснять зарабатывающее кино. Также он рекомендовал отслеживать статистику сборов и анализировать фильмы. Руководствоваться не личными предпочтениями, а ориентироваться только на измеримые характеристики фильма – задействованных актеров, режиссеров, продюсеров, объемы рекламные кампании, сборы фильмов-аналогов, рейтинги ожидания. «Будут хорошие фильмы, будут хорошие сборы – и тут не помешает ни погода, ни другие виды досуга граждан. Как, например, было с вышедшими в мае МСТИТЕЛЯМИ или с ОНО, чья премьера состоялась в сентябре, традиционно слабом месяце для кинопроката», – заключил Андрей Колесниченко. 

Количество персонала в кинотеатре позволяет оптимизировать автоматизация процессов с использованием   программного обеспечения. На сессии «Новые возможности ПО и инфраструктуры для клиента» руководитель отдела технической поддержки внедрения ПО «Бокс-офис» Алексей Потураев представил преимущества работы с автоматизированной учетно-кассовой системой «Премьер Зала». Программа проста в работе и обеспечивает стабильность и автоматизацию процессов. Совмещает функции учетно-кассовой системы и системы управления кинотеатром (включая формирование расписания, ценообразование, а также управление информационным и рекламным контентом на цифровых мониторах). В рамках одной экосистемы осуществляется поддержка мобильного приложения, виджета продаж, сайта и CRM. Программа автоматически создает и передает отчеты в ЕАИС. Управляет системой лояльности, картами и акциями. Автоматически гасит билеты, купленные по Пушкинской карте. Предоставляет платформу для работы с домами культуры.

Финансовый директор «Премьер зал» Жанна Ильина на сессии «Не думать о бухучете. Быть лучшим в своем деле!» рассказала о текущей ситуации с профессиональными кадрами на рынке труда. По ее опыту, в кинотеатре должен работать не рядовой бухгалтер, а профессионал, способный проанализировать финансовую отчетность кинотеатра и обнаружить потенциальные проблемы, чтобы руководитель смог вовремя принять стратегически важные решения, которые приведут впоследствии к рентабельной работе и устойчивому финансовому положению. Именно он поможет выбрать верную систему налогообложения, чтобы избежать высоких налоговых платежей.

В ходе сессии Жанна Ильина проанализировала работу четырехзальника в Екатеринбурге за 2022 год. В частности, заработная плата составляла 22% расходов кинотеатра, что является достаточно высоким показателем для среднеотраслевых значений – он не должен превышать 17-18%. Следовательно, кинотеатру необходимо пересмотреть графики смен сотрудников, либо сократить время работы кинотеатра, чтобы исключить нулевые сеансы, либо пересмотреть KPI сотрудников в зависимости от целевых показателей – продажи, выручки, гостей, которых регистрируют в CRM-системе. С сокращением фонда оплаты труда сократятся налоговые платежи, заметила спикер. Аренда составляет 6%, что говорит о том, что руководство кинотеатра провело большую работу с собственниками помещения и добилось выгодных условий. К примеру, арендные платежи кинотеатров в сети не превышают 10% от выручки. Также Жанна Ильина сообщила как автоматизированы учетные процессы в киносети.

Генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин рассказал о текущем состоянии отрасли онлайн-показа. Несмотря на непростой 2022 год, онлайн-рынок продолжает поступательно развиваться. Выручка в пандемийные 2020-2021 годы росла на 50% в год, в 2022 году рост просел до 17%. Этот год показывает рост в 35-40%. Бырдин отметил, что так как доходную часть платформ формируют не разовый просмотр, а длительные отношения с подписчиками, видеосервисам требуется большой объем нового контента под каждый сегмент потребителей. Именно поэтому онлайн-кинотеатры являются ключевыми инвесторами в производстве фильмов и сериалов. Это рано или поздно выльется в равномерный рост качества производства в том числе полных метров, что обеспечит хорошие сборы картинам. Выручка от цифровой дистрибуции в среднем обеспечивает 20-25% в совокупных доходах фильма, а по отдельным релизам достигает 40%.

Основатель компании «Премьер Зал» Евгений Рогозин на сессии «Необходимость реноваций» говорил о том, что отрасль нуждается в изменениях, кинотеатрам необходимо развиваться и становиться многофункциональными площадками. Среди существующих тенденций он отметил снижение посещаемости кинотеатров, вызванное, в частности, развитием технологий и появлением персональных гаджетов. Но людям в целом необходима социализация, им надо встречаться и общаться друг с другом, поэтому кинопоказчикам стоит работать в этом направлении. Для этого в кинотеатрах должен быть не только показ кино, но должны проводиться всевозможные мероприятия и другие активности со всевозможными способами для проведения досуга. Можно воспользоваться идеей домов культуры, в состав которых входили кинозал, концертный зал, библиотека, кафе, кружки, спортзал. Также стоит предоставлять возможность играть в компьютерные игры, выходить в виртуальную реальность и даже проводить выставки. Использование кинотеатров как многофункциональных площадок необходимо учитывать уже на этапе дизайна. К примеру, сейчас в киносети думают о том, как уменьшать залы или как делать пол в кинозале плоским. Уже есть успешные примеры, когда в одном из залов с плоским полом проводятся дополнительные мероприятия, также там есть кинобар. Кинотеатрам предстоит активная работа в этом направлении, и Рогозин с большим оптимизмом смотрит на бизнес.

О необходимость реноваций кинотеатров с точки зрения их строительства рассказал архитектор Рамин Моени, который спроектировал 120 кинотеатров по всему миру.  Архитектура кинотеатра должна учитывать культуру страны и зависит от его расположения, потенциальной аудитории и потребностей живущих рядом горожан.  В кинотеатре необходимо создавать атмосферу, чтобы людям было приятно проводить там время. Должны быть уютные кафе, бары, удобные диваны в лобби. Архитектор должен разбираться в новых технологиях. Все пространства кинотеатра следует эффективно использовать. Важно обеспечить удобный доступ в зал для всех категорий зрителей, использовать экологически чистые материалы для здоровья зрителей. По мнению Моени, кинотеатры должны быть комфортными для зрителей и хотя бы один из кинозалов многофункциональным для проведения дополнительных активностей – концертов, презентаций. Моени поделился реальным опытом работы на примере нового кинотеатра в Казахстане. Кроме обычных залов, там были спроектированы VIP-зал и детский зал с комнатой празднования для детей. Важно уделять внимание дизайну входной группы в залы, так как она переводит зрителей в другой мир. Также по рекомендации архитектора, кресла в кинозале должны быть очень удобными для зрителей, ведь им иногда приходится сидеть там 2,5 часа. На всем можно экономить, но только не на этом.


14.09.2023 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» удалось расписать на 1266 кинотеатров всего за один день
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Каждый мечтает о собаке» опережает «7 дней, 7 ночей»
Подробнее
МТС рассказала о своих медиаактивах в рамках открытой конференции
Подробнее
Сериал «Фарма» не выйдет на видеосервисе Premier в запланированную дату
Подробнее
«Газпром-Медиа Холдинг» и Медиакорпорация Китая подписали соглашение о сотрудничестве
Подробнее
«Первый канал. Всемирная сеть» оштрафован на 1 млн рублей за демонстрацию ЛГБТ*-контента
Подробнее
Ольга Любимова официально переназначена на должность министра культуры
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» ожидаемо первое
Подробнее
Официальная касса России: фильм «Сто лет тому вперед» стал самой успешной российской фантастикой
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» стало лидером проката
Подробнее
Фрэнсис Форд Коппола осудил голливудскую студийную систему
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 16–19 мая
Подробнее
В Москве состоялась премьера приключенческого фильма «Каждый мечтает о собаке»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 16–19 мая 2024 года
Подробнее
В Каннах открывается 77-й международный кинофестиваль
Подробнее
Андрей Бегунов покинул должность генерального директора «Киностудии КИТ»
Подробнее
Disney потеряла $4 млрд на своем стриминговом сервисе
Подробнее